На заседании участники «круглого стола» обсуждали текущие вопросы о нарушениях во время проведения Единого государственного экзамена. Они заметили, что общественные наблюдатели, это лишь имитация прозрачности проведения Единого госэкзамена. Даже при наличии независимых общественных наблюдателей имели место нарушения в виде использования шпаргалок и мобильных телефонов.
На сегодняшний день лишь только началась первая компания ЕГЭ с непременным участием на них общественных наблюдателей. Но уже на просторах интернета такого рода процедуру окрестили как бессмысленную. Как свидетельствует из сообщений выпускников, сдававших ЕГЭ они как списывали, так и продолжают это делать, используя все те же шпаргалки и мобильные телефоны.
Во время проведения заседаний «круглого стола» было процитировано одно сообщение с одного из многочисленных интернет – форумов. Там парень повествует, что всего за 500 рублей он приобрел справку, в которой ему написали диагноз энурез. Благодаря ней школьник за время экзамена выходил в туалет 6 раз и, естественно успешно написал экзамен. Участники сообщили, что туалеты стали напоминать библиотеки после сдачи ЕГЭ.
Заместитель директора Центра довузовского образования Олег Антропов серьезно обеспокоен сложившейся ситуацией. Он констатировал, что серьезного влияния общественные наблюдатели на ход экзаменов не оказывают и, как видно из небольшой практики, скорее всего не будут оказывать и в будущем. А значит, возникает резонный вопрос о том, был ли вообще смысл в создании новой системы для поступления в вузы, если уже у ее истоков необходимо искать возможности с ней бороться.
Но все же есть и положительные аспекты. Как утверждают психологи, присутствие общественных независимых наблюдателей на Едином госэксамене совершено не стало причиной возникновения у школьников добавочного стресса, это что касается основной массы учащихся. Однако как заявила доцент факультета социальной психологии кафедры проектирующей психологии и педагогики Жанна Шопина, с Института психологии имени Выготского, что присутствие общественных представителей может пагубно повлиять лишь на тех участников, которые склонны впадать в панику. Только в этом случае их здоровью возможно нанесение существенного вреда.
Так же Жанна Шопина подчеркнула, что меньший стресс ребенок получает в том случае, если сдает экзамен своему учителю, а не чужому. Процедура проведения Единого госэкзамена исключает такую возможность, а возможности повышения стрессоустойчивости как ребенка, так и взрослых во время подготовки к ЕГЭ на сегодня просто отсутствует. Разбираться и работать над такого рода вопросами необходимо педагогическому составу в тесном сотрудничестве с школьными психологами. Однако на сегодня психологическая служба в школах у нас отсутствует.