Во вторник на итоговом собрании коллегии министр образования Андрей Фурсенко заявил, уделил внимание обсуждениям вокруг законопроекта «Об образовании» и отметил необходимость передачи документа для дальнейшей работы в Госдуму. По словам министра нельзя всю жизнь обсуждать один документ, существует этап, когда необходимо сделать остановку и передать все в руки законодательным органам с целью воплощения закона в жизнь.В ходе обсуждения проекта различными ведомствами каждый из участвующих имеет право высказаться и быть услышанным. Министр обратил внимание на то, что многие пожелания будут приняты к сведению.
Этот законопроект стал вторым после закона "О полиции" в российской практике, который обсуждается обществом перед внесением в Госдуму и одобрения парламентом. Но отличия между ними все-таки есть. С законопроектом «Об образовании» совсем другая история нежели с "полицейским". Опубликовав самую первую редакцию законопроекта на сайте Министерства образования и науки власти дали возможность обсудить и критиковать экспертным сообществам.
Понятие « Семейное образование» в проекте отсутствовало вовсе, долгое время не могли найти ответ на вопрос: «Школьное образование. Добровольное ли оно?» Также не затрагивался вопрос о социальных стипендиях для студентов, и права родителей и, собственно, детей. По заработной плате сотрудников образовательных учреждений гарантий никто не давал.
В то же время, говорили тогдашние специалисты, новый закон безусловно нужен, поскольку в настоящее время образование в стране живет по огромному количеству разрозненных нормативных актов. Закона же только два — «Об образовании», принятый в 1992 году, и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года. Кроме них сфера образования регулируется разного рода актами и приказами.
На фоне волнующих обсуждений президент приказал провести общественные слушания по законопроекту. 1 декабря 2010 года началось первое обсуждение, которое растянулось на два месяца (до 1 февраля 2011-го), где и была представлена вторая, отредактированная редакция документа. Была создана специальная комиссия, работающая с замечаниями и предложениями граждан, председателем которой являлся Вениамин Яковлев. Состояла комиссия всего из 11 человек, среди которых были и чиновники из Министерства образования, и представители университетов, общественной палата и общественных профсоюзных организаций.
В конце июня 2011 года на общественное обсуждение была вынесена очередная, третья по счету редакция проекта. Документ стал более компактным, в нем появились расшифровки основных понятий.