В условиях современного общества все чаще вспоминается известная почти два века фраза Н. Ротшильда: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". в наше время она еще больше актуализировалась, поскольку все возрастающий поток информации ежедневно меняется не только количественно, но и качественно. Как отмечают многочисленные ученые, этот поток изобилует (до 80 %) некачественной информацией. Одни это по научному определяют как "информационный шум", другие проще — "мусор". Как быть в этой ситуации? Ведь студент с первого курса начинает формировать свой профессиональный багаж знаний — интеллект.
С чего же начать? Прежде всего, нужно выяснить, позволяет ли ваш уровень информационной культуры ориентироваться в современном потоке информации, выбирать самое ценное, научно значимое.
Итак, что же такое информационная культура?
Информационную культуру мы рассматриваем как составную часть общей и профессиональной культуры, знание основ библиотековедения, библиографии, информатики и психологии чтения. практически это выражается в умении ориентироваться в современных потоках информации, библиографически грамотном проведении поиска нужной информации по традиционным (бумажным) и электронным источникам, в способности критически проанализировать необходимый объем информации, с использованием различных методов чтения и грамотного, в соответствии с существующими правилами и госстандартами ведения записи, оформления результатов своей работы в рукопись (реферат, курсовую работу, доклад, статью и т. п.). Сегодня студент, посещающий библиотеку, сталкивается с необходимостью работать не только с традиционными каталогами и картотеками, но и освоить технологию поиска необходимой информации в электронных базах данных, как в локальных библиотечных сетях, так и в Интернете. Каждый студент является потенциальным пользователем всемирной электронной библиотеки. С одной стороны это открывает огромные возможности получить образование, соответствующее современному уровню, но с другой — требует определенных усилий в самостоятельном овладении информационной культурой, которая, как показывают многочисленные исследования ученых, остается на недопустимо низком уровне, а у студента этот фактор, в первую очередь, отражается на уровне успеваемости. Советуем серьезно отнестись к этой проблеме.
В этой ситуации необходимо знать критерии, характеризующие личный уровень информационной культуры (УИК) и сравнить их с данными, полученными в результате самодиагностики, спланировать объем и содержание самостоятельной работы.
Основными критериями являются следующие.
1. Общий уровень информационной культуры — не менее 80 %.
2. Скорость чтения текста — не менее 360-380 слов в минуту (после разового прочтения).
3. Усвоение (запоминание) содержания текста после его разового прочтения — не менее 70 %.
Уровень информационной культуры характеризуют знания и умения, включенные в тест, с помощью которого рекомендуем вам определить свой уровень.