Внешнеэкономическая деятельность, при всем множестве определений, практически представляет собой международный обмен товарами и услугами. Поскольку эти процессы насчитывают десятки, если не сотни лет, то международная практика выработала некие общие правила доставки товара в момент перехода риска за гибель или порчу товара от покупателя к продавцу. Эти условия нашли свое отражение в базисных условиях их поставки, разработанных Международной торговой палатой — правилах INCOTERMS. Название базисные
объясняется тем, что транспортные расходы автоматически включаются в цену товара, т. е. с ростом таких расходов повышается базовая цена товара, соответственно увеличивается размер прибыли продавца и покупателя. По максимуму транспортные расходы могут составлять до 40-50 % стоимости и включают в себя:
упаковку, маркировку и проверку количества экспортного то-вара;
погрузку товара на транспортное средство;
оплату товара до пункта назначения, возможную перегрузку на транспорт покупателя;
страхование товара;
расходы по таможенной очистке груза (таможенные сборы, налоги и пошлины), а также хранение товара на временном складе.
Целью INCOTERMS является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или по крайней мере в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах. Зачастую стороны, заключающие контракт, не знакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей отсюда пустой тратой времени и денег.
В INCOTERMS 2000 условия для облегчения понимания процесса поставок сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу:
1-я группа — продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца — термин E (EX WORKS);
2-я группа — продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем, — коды группы F (FCA, FAS и FOB);
3-я группа — продавец должен заключить контракт на перевозку, не принимая на себя риск потери или повреждения товара вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки, — коды C (CFR, CIF, CPT и CIP);
4-я группа — продавец должен нести все расходы и риски, связанные с доставкой товара в страну назначения, — коды с индексом D (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).
Пользование этими правилами упрощает и конкретизирует отношения продавец-покупатель и разрешает возможные споры и претензии: вместо подробного описания в контракте (кем отправляется груз, предоставляется ли транспорт, оплачивается ли транспортировка, как будут делиться возможные убытки) указывается лишь международный шифр условий, конкретизирующий ответственности продавца и покупателя.
В основу базисных условий положено несколько принципов:
как распределяются транспортные расходы между продавцом и покупателем (т. е. до какого момента их несет продавец и с какого момента — импортер товара);
с какого момента переходит к покупателю право собственности на товар и риск за его повреждение и утрату;
кто и как осуществляет страхование груза;
каков порядок установления даты поставки, т. е. момента фактической передачи товара покупателю.
Структура INCOTERMS
Условия INCOTERMS содержат 13 базисных условий, разделенных на четыре основные группы (табл. 2.8).
Таблица 2.8
Группировка базисных условий поставки
Группы | Обязанности сторон | Коды условий |
E | Условия отправления | EXW |
F | Условия перевозки | FCA |
C | Условия оплаты | CPT, CIP |
D | Условия прибытия | DAF, DDU, DDP |
В табл. 2.8 приведено 7 кодов вместо 13, так как из групп исключены перевозки морским и водным путями.
Величина расходов и степень ответственности в этих группах возрастает от покупателя к продавцу. Например, в условиях EXW (группа E) продавец несет наименьшие расходы, поскольку товар отгружается с завода непосредственно на транспорт покупателя, а при условиях DDP (группа D) продавец оплачивает практически все, включая страховку и таможенные пошлины.
Исходный момент INCOTERMS — поставка товара перевозчику (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Фиксация момента поставки в базовых условиях
При перевозке по железной дороге | При полностью загруженном вагоне поставкой считается прием вагона железной дорогой |
При частичной загрузке вагона поставкой считается передача товара перевозчику на железнодорожном пункте приема | |
При перевозке авто-транспортом | При погрузке на предприятии продавца поставкой считается погрузка на транспорт покупателя |
При погрузке на территории перевозчика поставкой считается передача товара перевозчику | |
При перевозке воздушным транспортом | Поставкой считается передача товара воздушному перевозчику |
Группа E. В эту группу входит только один вид условий EXW, который расшифровывается как «С завода в названном пункте».
Под термином «завод» понимается предприятие продавца — фабрика, склад, плантация, при этом главное условие для продавца — готовность товара к отгрузке. При данных условиях продавец не несет никаких обязанностей по доставке товара, только предоставляет его в своем помещении («завод») в обусловленный контрактом срок. Он не участвует в погрузке товара, не оформляет экспортные документы, не предъявляет товар на таможне страны отправления. Все расходы и риски, связанные с доставкой товара, несет покупатель при том условии, что товар соответствует названию, указанному в предмете сделки. В том случае, если продавец не может предоставить товар в своем помещении, а покупатель не имеет возможности выполнить таможенные формальности, применяются условия следующей группы. Остальные обязанности продавца минимальны, а все расходы и риски возлагаются на покупателя.
Группа F. В эту группу входят три шифра (два из них относятся к морским перевозкам). Шифр FCA используется во всех остальных перевозках и означает «Перевозчиком из названного пункта». Этим пунктом может быть железнодорожная станция, терминал автостанции или аэропорта. Термин «перевозчиком» означает доставку прошедшего таможенную очистку товара тому перевозчику и в то место, которые указаны покупателем. Поставка считается выполненной:
если названное место находится в помещении продавца, и там товар загружен в транспорт перевозчика. Например, если продавец имеет свою железнодорожную колею, он может загрузить товар у себя на предприятии;
если названное место находится вне помещения продавца, и товар предоставлен в распоряжение перевозчика, указанного покупателем. В этом случае покупатель должен доставить товар за свой счет на грузовую станцию, названную покупателем.
Продавец выполнит свои обязанности, когда товар, очищенный для экспорта, передаст на попечение перевозчика в указанном покупателем пункте. Под перевозчиком подразумевается любое лицо или фирма, которые примут на себя на основании договора с покупателем ответственность за транспортировку груза из указанного пункта туда, куда укажет покупатель. Чаще всего это не само транспортное предприятие, а посредник, который может сам выбирать транспорт и заключить договор с непосредственным исполнителем перевозок.
Группа C — общее название группы «Оплаченная перевозка и страхование из названного пункта». В эту группу входят четыре вида условий: два из них относятся к любому транспорту, два других — только к водному транспорту.
Более дешевый вид с шифром CPT предусматривается как «Провозная оплата до названного пункта»; другой шифр CIP — «Провозная оплата и страхование до названного пункта». Разница понятна: в первом случае продавец оплачивает только доставку, во втором — еще и страхование груза на время транспортировки.
Эти виды условий могут применяться как для сухопутно-воздуш-ной транспортировки, так и для комбинированных перевозок с участием водных средств сообщения. Перевозчиком соответственно может быть автопредприятие, железная дорога, авиакомпания, а также посредник или транспортная фирма, принявшая на себя ответственность за весь путь транспортировки. Продавец заключает с перевозчиком договор перевозки до обозначенного пункта и полностью оплачивает всю перевозку, а в случае шифра CIP — еще и страхование груза. Расходы продавца по страхованию товара исходят из минимальных требований, однако по своему желанию покупатель может за счет своих средств обеспечить более выгодные условия.
Группа D. Эта группа состоит из условий пяти видов: два из них относятся к водному транспорту, три — к другим видам транспорти-ровки.
Условие шифра DAF «Поставлено на границе» означает, что продавец доставил неразгруженный товар за свой счет в названный покупателем пункт или на таможенную границу сопредельной страны. В контракте необходимо точно определить конкретный пункт или место, куда будет доставлен груз. Все риски и расходы до этого пункта несет продавец. Риск гибели и повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в его распоряжение в указанном пункте.
Шифр DDU «Поставка без оплаты пошлины в названном пункте» означает, что продавец доставляет товар, не прошедший таможенную очистку и не разгруженный, в названный покупателем пункт. При этом продавец несет все расходы и риски по транспортировке товара до растаможивания и оплаты любых сборов в стране, куда он прибыл. Ответственность и расходы за выгрузку и перегрузку товара зависят от того, в какой стране (импортере или экспортере) это происходит. Этот шифр не предусматривает страхования, что вполне объяснимо, так как все риски по транспортировке продавец берет на себя, значит, он сам должен быть заинтересован в уменьшении рисков транспортировки.
Шифр DDP «Поставка с оплатой пошлин в названном пункте» предусматривает максимальную ответственность продавца, в том числе и получение импортной лицензии в стране покупателя.
Риск гибели и повреждения товара на условиях DDU и DDP переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в согласованном пункте назначения в стране ввоза. Обычная практика применения условий DDP — поставка товара непосредственно на склад покупателя. В заключение (табл. 2.10) покажем, как распределяются расходы продавца и покупателя в разных вариантах базовых условий.
Таблица 2.10
Распределение расходов продавца и покупателя по базовым условиям
Код | Продавец | Покупатель |
EXW | Таможенные расходы на вывоз | Таможенные расходы на ввоз |
FCA | Таможенные расходы на вывоз | Таможенные расходы на ввоз |
CPT | Таможенные расходы на вывоз | Таможенные расходы на ввоз |
CIP | Таможенные расходы на вывоз | Таможенные расходы на ввоз + страхование |
DAF | Таможенные расходы на вывоз | Таможенные расходы на ввоз |
DDU | Таможенные расходы на вывоз | Таможенные расходы на ввоз |
DDP | Таможенные расходы на вывоз Таможенные расходы на ввоз + страхование |