Авторское право — права и обязанности автора, регламентированные в общегосударственном порядке и зафиксированные в статьях законов.
Агитация (лат. аgitatio — приведение в движение) — воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула; побуждение к практическому действию с указанием на объект и способ приложения сил.
Аудитория — неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ, носитель массового сознания.
Библиография — перечень книг и статей по какому-либо вопросу или роду литературы.
Брифинг (англ. brief — краткий) — встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой кратко излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, конференциях, заседаниях, информация об их ходе, взглядах сторон и т.д.
Власть — 1) способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия; 2) политическое господство, система государственных органов.
Гласность — 1) известность, доступность для широкого ознакомления и обсуждения; 2) вид общественных отношений, построенных на доверии и взаимопонимании между всеми институтами социальной системы, населением и отдельными гражданами.
Глобальные проблемы — современные проблемы существования и развития человечества в целом: предотвращение мировой войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами: продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы — последствия противоречий общественного развития, резкого роста масштабов воздействия человеческой деятельности на окружающую среду. Глобальные проблемы связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.
Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный). В философском понимании — признание человека величайшей ценностью, а человеческого блага — главной целью и критерием оценки общественного прогресса. В социальном плане — деятельность, направленная на создание условий для достойного существования человека; в морально-нравственном отношении — уважение личности, внимание к ее уникальности; c правовой точки зрения — защита интересов и свобод граждан. Эстетический аспект понимания гуманизма — признание физической и духовной красоты человека, избрание его предметом художественного творчества.
Дезинформация — преднамеренное искажение информации; особый тип информации, создающей ложную систему ориентаций у аудитории, формирующей искаженную картину действительности, искаженные ценности и цели. Средства дезинформации — прямая ложь, полуправда, распространение слухов, неверные акценты в сообщении, неадекватные комментарии, демагогические обещания, популизм и т.д.
Достоверность — свойство информации, устанавливающее степень соответствия истине, оценивается точностью и объективностью.
Журналист — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором и подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо уполномоченное редакцией СМИ заниматься такой деятельностью.
Журналистика — 1) общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); 2) система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база; 3) продукция журналистской деятельности — произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения; 4) отрасль научного знания и образования.
Идеология (от греч. idea — мысль, logos — слово, учение — учение об идеях). Система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.
Идея — основная мысль произведения, выражающая нравственную позицию автора.
Институт социальный — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности; cовокупность правовых норм по определенному кругу общественных отношений. Социальные институты — организации и учреждения, созданные для выполнения определенных общественных задач и обязанностей: cуществуют экономические, политические, культурно-образовательные и другие социальные институты, каждый из которых должен действовать на основе четких установлений — конституции, законов, кодексов, уставов, положений, регламентов, правил (институт семьи, институт права, институт собственности, государство как аппарат управления, армия, политические партии и пр.)
Информация (лат. informatio — осведомление, изложение, сообщение). 1) вся совокупность сведений, вербально или невербально зафиксированных, которую журналистика несет аудитории; 2) сведения о новых фактах — событийная информация, а также комментированная, художественная, публицистическая; 3) наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей.
Инфраструктура СМИ — 1) несколько секторов производства содержания, которое впоследствии распространяется через каналы СМИ: информационные агентства, производители телепрограмм, видео- и киностудии, электронные СМИ, студии звукозаписи; 2) предприятия, обеспечивающие медиапредприятиям приток финансовых средств: рекламные и PR-агентства; 3) технические службы, обеспечивающие производственный процесс в медиасфере.
Инфотейнмент — синтетический тип содержания современных СМИ (infotainment от англ. Information — информация и entertainment — развлечение); смешивание в различных пропорциях серьезной и развлекательной информации.
Канал — здесь: определенное издание, теле- или радиостанция, сайт Интернет-СМИ.
"Качественная" и "массовая" пресса — это разделение, вошедшее в оборот теоретиков и практиков журналистики, говорит об особенностях проблематики, аудитории, тиражирования, стиля и оформления изданий. "Качественной" прессе свойственны аналитический подход к событиям, взвешенность оценок, контроль за достоверностью, респектабельный внешний вид. "Массовая" пресса — это печатные СМИ, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, предназначенные для менее образованной части населения, так называемая "желтая" пресса — источник сенсационных, неточных, неприличных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями. "Стандарты" мастерства в массовой прессе определяются умением корреспондентов и редакторов удерживать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики "ударных" методов работы с информацией.
Компиляция — несамостоятельная литературная или научная работа, основанная на использовании опубликованных произведений, трудов других авторов.
Композиция — построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром, соединение отдельных частей произведения, сюжетных линий в одно целое.
Контент-анализ — метод количественного формализованного изучения текстов, в том числе рекламных.
Контрагент (лат. contrahens — договаривающийся) — одна из сторон договора.
Компетенция (лат. competo — добиваюсь, соответствую, подхожу). Компетенция — 1) круг полномочий; 2) знания и опыт.
Культура (лат. сultura — возделывание, воспитание, образование, развитие). Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Манипулирование — система способов идеологического и социально-психологическоговоздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.
Маркетинг — комплекс мероприятий по исследованию рынка, организации рекламы и сбыта изделий, соответствующих рыночным стандартам.
Маркетинговое исследование — исследование с целью выявления положения на рынке информации, товаров, услуг.
Массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; информация, тиражируемая во времени или пространстве и предназначенная для большого числа потребителей. Массовая информация — содержание массовой коммуникации.
Массовая коммуникация — 1) процесс распространения социальной информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью оказания идеологического, политического, экономического, психологического и организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей; 2) интерактивные двусторонние информационные потоки между субъектами коммуникации, служащие целям распространения социально-значимой информации (о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях) посредством различных технических средств на большие массовые аудитории.
Медиаизмерения — исследования с целью установить размер и состав аудитории СМИ.
Медиапланирование — процесс постановки и решения проблемы выбора медиасредств рекламы, способствующих охвату целевой аудитории наилучшим способом.
Медиаэкономика — дисциплина, занимающаяся изучением СМИ как отдельной отрасли рыночного хозяйства, а также условий и элементов медиапроизводства.
Метод — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Методология — учение о сущности, системе и способах применения методов, обеспечивающих полноту и правильность решения.
Модель — образ, мысленный или условный (изображение, описание, схема, план) какого-либо процесса или явления — оригинала данной модели, используемый в качестве его "заместителя".
Монография — книга, посвященная научному исследованию одной проблемы.
Общественное мнение — мнение в отношении каких-либо событий, фактов, людей, существующее в обществе в целом или в его части. Одно из проявлений общественного сознания. Может существовать в явной или скрытой форме, выражает позицию одобрения или осуждения, регулирует поведение социальных групп или индивидов.
Общество информационное — общество с высокой информационной культурой, развитыми формами производства информации и информационных услуг.
"Парадокс разнообразия" в СМИ — современная ситуация на медиарынке, при которой большое количество СМИ не обязательно ведет к большому разнообразию их содержания. Развитие медиарынка объективно приводит к усреднению спроса, так как лишь при наличии массовой аудитории СМИ могут быть прибыльными.
Плагиат — cамовольное заимствование, воспроизведение чужого произведения или его части под своим именем или псевдонимом.
Подтекст — подразумеваемый смысл высказывания, не выраженный словесно.
Пропаганда (лат. propaganda — распространять) — это распространение политических, философских, экономических, технических и иных знаний и идей, а также эстетических и морально-нравственных ценностей.
PR-информация — тип социальной информации, производящейся в процессе деятельности социального субъекта (организации, предприятия, персоны) и распространяемая по его инициативе. Отражает значимые факты деятельности субъекта в оптимизированном виде, предназначается для определенной общественности, служит целям формирования коммуникативной среды и положительного имиджа данного социального субъекта.
Публицистика — общественно-политическая литература на актуальные темы.
Репортаж — информационный жанр (газетно-журнальный, радио-телевизионный), отличающийся динамичной, яркой передачей информации о событии, участником которого был автор.
Рейтинг — важнейший критерий для определения популярности аудиовизуальных СМИ. Рейтинг — количество зрителей, смотрящих или слушающих определенную программу, отнесенное к общей численности аудитории, которая имеет техническую возможность смотреть телевизор или слушать радио. Рейтинг рассчитывается по формуле:
число зрителей/ слушателей программы
Рейтинг = × 100 %.
общая аудитория ТВ / РВ
Реклама — любая форма неперсонифицированной презентации и продвижения на рынок идей, товаров или услуг, оплаченная идентифицированным спонсором (Американская маркетинговая ассоциация).
Социальная информация — информация, которая производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.
Социальная ориентация — умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость и определять свое отношение к ним, умение вырабатывать свою позицию, цели, характер и направление своей деятельности.
Средство массовой информации — форма распространения массовой информации: периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма (определение из Закона РФ "О средствах массовой информации").
Стереотип социальный — схематизированное представление о каком-либо социальном объекте, бытующее в обществе или какой-либо его части, обладающее высокой устойчивостью.
Тезаурус (греч. thesauros — "сокровищница") — смысловое наполнение слов, составляющих лексический запас аудитории.
Тема — предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер повествования. Тема — вопрос, идентифицированный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.
Текст (от лат. textus — ткань, соединение) — последовательность предложений, слов, построенных согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение; словесное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (сюжета, композиции и т.д.).
Телекоммуникация — передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств.
Функции СМИ (от лат. functio — исполнение, совершенствование). В социальном аспекте главные функции СМИ — сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере СМИ выполняют познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции. Журналистика предлагает богатство своих "способностей", а конкретный социальный субъект выбирает те их них, которые ему более необходимы. Функции журналистики — выполнение системы задач по адекватному информационному обеспечению общества и социальных институтов: 1) интеграция составных элементов общества (достижение в обществе духовного единства и согласия); 2) познание (самопознания); 3) агитация, пропаганда, организация; 4) функция ориентации (прогнозирование ситуаций, рекламно-справочная информация, трансляция морально-этических стандартов); 5) функция связи с обществом и конкретными людьми; 6) функция психологической разрядки.
Целевая аудитория — аудитория, на которую рассчитан конкретный канал/ передача/ сообщение.
Этика информационная (журналистская) — (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер). Совокупность этических норм, сформулированных профессиональным журналистским сообществом. В обобщенной форме этика отражает оптимальные условия для бесконфликтного, бесперебойного функционирования прессы; этические нормы формируются на основе согласия коллег о том, какие действия способствуют повышению престижа и эффективности работы СМИ, а какие мешают ему. Этические правила, имеющие общесоциальное значение, закреплены в законодательстве о СМИ (например, запрет на искажение действительности).