Введение. Медиаобразование: цели, актуальность. Понятия «информационная грамотность», «информационная культура«. Медиакомпетентность. Массово-информационная природа средств массовой информации. Понятия «информация» и «массовая информация». Потенциальная, реальная, принятая информация. Этапы развития социальной коммуникации и СМИ. Пражурналистские явления. Устные и письменные формы массово-информационной деятельности. Возникновение журналистики: социально-экономические, общественно-политические, идеологические причины. Идейно-теоретические концепции журналистики. Периодизация журналистики XX века: четыре «коммуникационные революции».
Перспективы развития СМИ. СМИ в экономике современного общества. Параметры измерения «информационного богатства» рынков СМИ. Концепция постиндустриального общества. Концепция и реальное становление информационного общества.
Исторический опыт и традиции отечественной журналистики.