Эффективное профессиональное функционирование в современном информационном обществе невозможно без теоретических и практических знаний в области массовой информации. Для студентов специальности «Связи с общественностью» изучение курса «Теория и практика массовой информации» — продвижение по пути к успешной профессиональной деятельности.
Массовая информация, являющая собой содержание массовой коммуникации, — это информация, тиражируемая во времени или пространстве и предназначенная для большого числа потребителей. Информацию «в массы» несут литературные и журналистские тексты, радио- и телепрограммы, репортерские фотографии, дизайн печатных изданий, рекламные ролики, PR-тексты, музыкальные заставки в радиоэфире, сайты в Интернете. Первоначальная общенаучная трактовка понятия «информация» охватывала лишь сведения, передаваемые людьми.С середины XXвека информация описывается как понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма корганизму.
В современном обществе разрабатываются специальные научные дисциплины, изучающие различные аспекты информационных процессов (теория информации, кибернетика и другие). Широкую известность получила «наука наук» — информациология: с точки зрения ее создателей, не столько «бытие определяет сознание», сколько сознание в форме информации определяет мир. Среди направлений развития информациологии называются журналистика, радио, ТВ, издательская деятельность.
Многие современные исследователи считают информацию главным ресурсом современного общества. Этому способствует ее неотъемлемая характеристика — способность быть бесконечно возобновляемой и используемой. Потребление информации каким угодно большим числом людей не уменьшает возможностей доступа к ней новых и новых потребителей, и в этом — главное отличие от процесса потребления материальных ресурсов. Современный мир исследователи называют по-разному, давая ему такие определения: постиндустриальный, постмодернистский, информационный. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий привело к появлению концепций, связывающих развитие общества именно со сферой информации и коммуникации.
Теория постиндустриального общества, ставшая популярной с середины 1960-х годов, связала формирование нового общества с прогрессом научного знания и технологическими достижениями и назвала ключевые сдвиги в обществе: влияние технологий на разные сферы жизни, переход от товаропроизводящей экономики к сервисной, повышение роли образования, изменение структуры занятости, жизненных ориентиров и мотиваций человека.
Концепция информационного общества — следующего после постиндустриального этапа социального и экономического развития — считает информацию движущим ресурсом развития современного общества, причем ресурсом, имеющим экономическую ценность. По мнению авторов концепции, информационное общество возникает тогда, когда решающими факторами в экономике становятся производство информации и ее трансграничное распространение. Информационные отрасли получили название «индустрия знаний». Изменения в обществе (экономические, технологические, культурные) авторы концепции связывают с радикальным увеличением количества и качества информации, а также c возрастанием объемов обмена информацией.
Еще один современный концептуальный ориентир развития современного общества — общество знаний. Эта концепция, основанная на демократических, гуманистических ценностях, призывает выработать гарантии всеобщего образования, обеспечить духовное развитие граждан, их доступ к возросшим информационным и культурным ресурсам. Информация, не преобразованная в знания, имеет мало ценности. В современном мире стремительно растет значение подготовленности аудитории к активному поиску и творческому использованию информации, к адекватной самостоятельной оценке медиасодержания, т. е.содержания, которое средства массовой информации доставляют аудитории.
Огромное количество каналов, форм и способов доставки массовой информации создает сложности в переработке и усвоении медиатекстов, препятствует формированию адекватного представления об окружающей действительности. Развитие культуры общения со средствами массовой информации, информационной культуры, основанной на демократических ценностях и гуманистических идеалах, культуры критического восприятия массовой информации входит в задачи медиаобразования — современного направления в педагогике.
Эти современные концепции, а также фундаментальные понятия, определяющие роль массовой информации и назначение журналистики в обществе, аспекты взаимоотношений средств массовой информации с различными социальными институтами и властными структурами, экономические аспекты деятельности СМИ, основы эффективной деятельности в области массовой информации и коммуникации являются предметом курса «Теория и практика массовой информации».
Информационные связи с максимально широкими кругами общественности специалисту по связям с общественностью позволяет установить массовая коммуникация. Массовая коммуникация — распространение сведений в численно большой и пространственно рассредоточенной аудитории. Для этого необходимы средства: техника, технологии, организационные структуры, профессиональные силы. Их представляет собой особый социальный институт — журналистика, включающая в себя периодическую печать, радио, телевидение, Интернет и иные информационные каналы. Вот почему изучение теории и практики массовой информации строится прежде всего на материале журналистики. Понятие «журналистика» не совпадает с такими понятиями, как «печать», «пресса», обозначающими лишь отдельные отрасли журналистики. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации», т. е. СМИ. Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведении — где внимание сосредоточено на общественном значении тиражируемых сведений, но не на профессионально-творческих составляющих. В Законе РФ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Массовая информация трактуется в Законе о СМИ как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, как ее тексты. Тексты, в свою очередь, служат целям связи и общения между людьми, или массовой коммуникации. Журналистика как средство массовой коммуникации (СМК) — посредник в общении.
В западной традиции в сходном значении используется понятие mass media
(массмедиа, или медиа). Современные исследователи средств массовой информации определяют mass media как различные средства, используемые для доставки информации массовой аудитории: радио, телевидение, кабельное ТВ, газеты, журналы, книги, диски и т. д. — имеется ввиду не единичное издание, а их многосоставный комплекс, система информирования, включающая в себя электронные средства связи и охватывающая различные стороны жизни аудитории.
Разнообразные средства массовой информации в совокупности образуют целостную систему СМИ.
Структуру системы СМИ составляют:
1. Печатные издания — газеты, журналы, еженедельники, дайджесты, бюллетени.
2. Аудиовизуальные СМИ — радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание.
3. Информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, PR-агентства.
Для изучения материала курса и подготовки к семинарским (практическим) занятиям студентам рекомендуется обращаться не только к источникам, указанным в списке литературы, но и к широкому кругу источников — к произведениям выдающихся мыслителей, к трудам исследователей журналистики, к монографиям ученых: историков, философов, социологов, к государственным документам (нормативно-правовым актам), к периодике.