3. Принципы и установки философии истории

Познание в области философии истории, ее концепции входят в общие рефлексивно-теоретические основы любого вида социального познания. Представляется, что концепция философии истории должна содержать в себе наиболее существенные моменты, трактующие состав, сущность и динамики исторического процесса. Многое в этом отношении было сказано. Остается в качестве итога обозначить главные моменты, важные для структуры концепции философии истории.

1.В философии истории всегда актуален выбор и прояснение субстанциальных основ создаваемой концепции философии истории. Здесь конкурируют идеалистические, теологические, материалистические, дуалистические, цивилизационно-культурологический, психологический, эзотерический и другие подходы. Автором в его работах на базе классификации существующих и возможных решений проблемы сущности бытия мира разработан и обоснован триадно-паритетный вариант философской онтологии, соответствующий современным достижениям науки и философии. Подход автора являет собой единую концепцию новой парадигмы философии, включая и социальную философию. В ней концептуально обобщены результаты движения современной философии к новым горизонтам. Кто-то должен выполнять такого рода непростую работу.

2. Ценности реальной истории социума. Источником всяких жизненных ценностей планетарного социума всегда был труд, технологии. Это материальный труд руки, духовный труд головы и смешанная деятельность по выживанию, самосохранению человека и социума. Развитие многообразия материальных, смысловых и сохраняющих технологий породило подсистемы цивилизации, культуры и традиции, содержимое которых стало бытийными ценностями социума в его историческом бытии. Высшей исторической ценностью планетарного социума было общее технологическое богатство глобальной сущности человека, забота о сохранении и развитии этого богатства в его цивилизационных, культурных и традиционных составляющих. Люди по отдельности и в массе с их ценностями жизни сплошь и рядом явно или неявно были средством сохранения и развития разных моментов этой сущности в благовидных и неблаговидных миссиях, организованных и навязанных разными элитарными слоями и группами. Система традиции и силовая система рефлексии – это аналогия физических законов сохранения для социума.

Ценность для истории людей – уровень развития систем цивилизации, культуры, традиции планетного социума в их согласованном единстве. Но общий альтруистический результат истории формируется постепенно противоречивым образом в стихии эгоистических действий и устремлений разных общественных субъектов истории. Исключительные результаты частно-эгоистических субъектов становились со временем общим достоянием социума, а массы тружеников в силовых отношениях отчуждения–присвоения становились вынужденными альтруистами в обстоятельствах принуждения. Наилучший альтруистический и освобождающий для людей эффект несли в себе открытые и массово освоенные более продуктивные технологии.  

3. В истории действует закономерность исторического прогресса: освоение и развитие разнообразных технологий жизнедеятельности – это перводвигатель всевозможных прогрессивных перемен в истории социума.

Технологические новации вызывали технические, технологические перевороты, промышленные революции, изменения экономических отношений, смену общественно-экономических формаций, перемены в образе жизни, науке, образовании, культуре, в идеологии и мировоззрении, изменения исторического облика поколений людей. Происходили специализация и конкретная стилизация технологий жизненных укладов и субкультур разных регионов и общественных субъектов. Субкультуры и стили жизни имеют под собой специфические сочетания технологий, материальных, духовных, традиционных, со своим колоритом их результатов.

4. Методы истории. Планетарный социум развил великое многообразие технологий как методов решения жизненных и исторических проблем, методов преодоления кризисов тупиков и противоречий эволюции, методов смягчения и разрешения затруднений исторических вызовов социуму. Сформировались такие методы истории, как силовые (цивилизационные) и культурно-ценностные (гуманные). Силовые методы: экономические, технические, правовые, организационные, политические, военные, идеологические. Культурно-ценностные методы: образование, просвещение, искусство, мораль, воспитание, убеждение и т.п. Одни и те же проблемы истории общество, социальные субъекты разрешают, используя разные сочетания силовых и культурных методов воздействия. В политике всегда присутствуют и сочетаются цивилизованная и культурная ее ветви. Применяемые методы как силы воздействия отличаются характером жесткого, среднего или мягкого воздействия в зависимости от политических форм и методов управления разных политических режимов.    

5. Для полноты концепций философии истории крайне важными считаются и вопросы о главных общественно-исторических субъектах истории, об исторических тенденциях, которые они олицетворяют. Это также вопросы об исторических тенденциях, социальных причинных механизмах и наборах типичных динамик, действующих в истории. Это и вопросы о рефлексии социума и способах поддержания ее установок, о соотношении силового хаоса и порядка, о соотношении принуждения и свободы, как и ряд других вопросов. Эти вопросы были рассмотрены в рамках избранной комплексной концепции социальной философии.

6. Важный вопрос концепций философии истории – это проблема определения сущности человеческого бытия. В концепции философии истории автора сущность человеческого бытия трактуется как совокупность жизненных (физических, биологических и социальных) технологий, связанных с творческим производством средств жизни и с коллективно-развлекательным, театрально-игровым исполнением основных функций человеческой жизни. Чтобы жить, человек производит жизненные блага и средства жизни. Жизнь человека преимущественно коллективная, одиночество угнетает человека и свидетельствует о неполноценности его стиля жизни. Люди живут, стремясь разыгрывать свою достойную судьбу как на сцене театра, напоказ зрителям, другим людям и обществу, обставляют свою жизнь престижными вещами и условиями, "декорациями", одевая престижное платье как театральные костюмы, исполняя достойные социальные роли. Игра, пронизывая сущность человеческого бытия, имеет разное жизненное назначение. Это и игровая демонстрация жизненного успеха, и игры развивающие, самоутверждающие, самовыражающие, развлекающие, например, общение, жизненный ритуал, социальные роли. Игровое начало проникает в политику как иновыражение общественного бытия людей, в политические установки, программы и миссии, в дипломатию, работу спецслужб, в военные акции, в идеологию.   

7. Историческое будущее человечества. В отношении своего будущего человечество стоит перед двумя классами смыслобытийных проблем. Одни проблемы касаются космического смысла бытия человечества, связанного с его космическим выживанием при условии постепенного охлаждения Солнца. Другие глобальные проблемы имеют смысл, касающийся переходного движения социума к последующей, более прогрессивной стадии своего бытия в земных условиях. Земные проблемы с их решениями, земная миссия человечества стали трамплином для решения космической миссии человечества: экспансии в космос биосферной и социальной форм жизни. Связь земной и космической, небесной миссий человека по-своему усматривалась в христианстве. В философии русского космизма намечается переход от теологического к научному пониманию космического смысла бытия человечества. В науке, философии, в литературе научной фантастики в ХХ веке был научно осознан подлинный смысл космической миссии человечества.

Земное будущее человечества опосредуется из настоящего решениями комплекса глобальных проблем современной цивилизации. Современную цивилизацию стран, устремленных в будущее прогресса, следует идентифицировать с переходным конвергентным, интегрированным обществом, которое впитывает в себя лучшие качества свободной капиталистической и государственно-централизованной форм социума. От капитализма интегрированное общество берет свободную рыночную экономику, муниципальную и частную формы собственности, которые дают всякому хозяйству и бизнесу подлинного заинтересованного хозяина, а также высокие технологии, демократические свободы. От государственно-централизованной формы общества интегрированный социум воспринимает государственную и коллективную формы собственности, элементы централизованного управления, плановое начало прогресса, сильную социальную политику (дешевое жилье, общедоступные медицину и образование и др.). Конвергентная интеграция полюсных форм социума породила более эффективное многообразие форм собственности интегрированного общества, которым следует разумно распоряжаться. Государственная политика также должна быть разумно интегрированной. В России не следует односторонним образом чрезмерно капитализировать жилищную, медицинскую и образовательную сферы. Блага этих сфер должны быть доступными не только элите, но и среднему и низшему слоям общества. А для этого государство не должно самоустраняться из этих сфер. Ему следует иметь здесь государственно-экономические механизмы поддержания интересов неэлитарных слоев общества. Это сообщило бы будущему России необходимую социальную устойчивость.

Земные глобальные проблемы современной цивилизации стали индикаторами кризисного состояния планетарной цивилизации, смягчение и разрешение которых избавит социум от болезненной стагнации. Общая суть глобальных проблем цивилизации – это дефицит цивилизованности и культуры во многих проблемных сферах жизни разных стран и регионов. Смягчение этих проблем хотя бы в развитых странах будет приближать их к состоянию общества гуманистической культуры, где гуманизм означает общий высокий материальный уровень жизни и потребления, а культура – общий высокий и разнообразный уровень одухотворения общественной и личной жизни людей. Притом объектом особой озабоченности должны быть духовно-культурные проблемы. В современном мире уровень цивилизованности, идеологии и культуры общностей, стран, регионов и социума в целом стал ультрасерьезным и сверхопределяющим фактором прогресса.

В условиях расцвета постиндустриальных технологий и достижимого материального изобилия бездуховность и бескультурье приводили бы к кризису духовного загнивания общества: культу денег, вещизму, потребительству, распутству, беспределу, насилию, дегуманизации, утрате семейных ценностей, стремлению к мировому военно-тех-ническому, политическому и идеологическому гегемонизму. При усилении влияния отсталой религиозной духовности (христианской, исламской) общество подверглось бы стагнации в тоталитарных, догматизированных формах средневекового бескультурья и образа жизни в угоду честолюбивым амбициям духовенства. В условиях общего повышения уровня жизни избыточное питание при нездоровом образе жизни становится источником массовой заболеваемости и понижения адаптации к меняющимся экологическим условиям среды жизни. Поэтому исключительно актуальны проблемы развития здорового образа жизни и отдыха, физической культуры и спорта. Магистральный путь духовно-культурного развития общества – это одухотворение жизни людей светской научной, философской, художественной, нравственной, правовой, гуманной, экологической, информационной и физической культурой. Базой передовой светской культуры являются светское образование общества и весь его культурный комплекс.


 

Добавить комментарий