В итоге рассмотрим такой наиболее сложный, интегрирующий тип социального познания как политическое мышление и познание, которые обслуживают не только внутридержавные, но и мировые политические процессы (политику). Политическое мышление надстраивается над другими типами мышления и познания (природопользовательным, экономическим, этно-социальным, научным, техническим, государственно-управленческим, военным, правовым, идеологическим, инфраструктурным, медицинским, образовательным, культурным и др.), интегрируя в себе установки и проблемы всех сфер жизни социума. С уровня политического мышления исходят санкции на разработку, финансирование и реальное исполнение программ и проектов решения всевозможных жизненных проблем социума.
Политика распадается на внутреннюю и внешнюю (геополитику) отдельных стран и глобальную, мировую как многополярное интегрирование внешней политики стран и их союзов. В глобальной политике конфликтно-компромиссно интегрируются принципы и интересы, стратегические и тактические установки, возможности и реальные проекты, шаги и процессы геополитики разных стран и блоков. Объектами геополитики выступают территориальные, демографические, этнические, ресурсно-экономические, формационно-цивилизационные, военно-силовые, культурно-идеологические, глобально-проблемные факторы. Политика – это властный способ конфликтно-компромис-сных гармонизации, упорядочения интересов и жизненной воли социальных субъектов социумов, внутренних, державных и общего глобально-планетарного субъекта. Прямые субъекты политики – это властвующая, правящая часть элиты своих стран.
Политическое мышление – это державное, государственное, общественно-историческое мышление, которое содержит в себе три уровня: эмпирико-оперативный, проблемно-концептуальный и рефлексивный. Все политическое мышление опосредуется системой политической рефлексии. Политическая рефлексия в своей сущности оказывается нормативной системой вынужденного экономического и силового компромисса и порядка, сформированных под силовым давлением правящей элиты. Кардинальные моменты политической рефлексии, принятой в данной стране, обычно закрепляются в ее конституции. В глобальной политике значительные усилия политиков направлены на выработку рефлексивных принципов, установок и норм глобальных политических отношений, т. е. на формирование общеприемлемой рефлексивной системы глобальной политики. В сфере властно-силовых отношений социума доминирующие правящие силы сосредоточены в системе политической государственной власти, которая устанавливает, поддерживает, охраняет и развивает экономический и правовой порядок распределения собственности, жизненных благ и всяческих привилегий. Борьба за политическую власть – это борьба политизированных группировок за статус правящей элиты, за собственность, жизненные блага и привилегии, за возможность определять формационно-цивилизационный характер, проблемную и социальную направленность политики своей страны.
В строении системы политической рефлексии имеются три уровня: 1) уровень идеологических оснований, принципов, ценностей, стратегий; 2) проблемно-концептуальный и 3) эмпирико-оперативный, предметно-практический, каждый из которых имеет свой элементный состав и функциональное предназначение.
Эмпирико-оперативный уровень политического мышления обслуживает эмпирическое познание социума, его проблем, практику оперативного политического управления и разрешения проблем социума. Социум как целостный объект и предмет познания лишь частично доступен чувственно-эмпирическому познанию индивидов, их групп, организаций, а для оперативного политического управления функционированием и развитием социума необходимо целостное представление о реальном состоянии его сфер с их проблемами. Эмпирические данные для центральных органов политического оперативного управления поступают в виде разной иерархической и статистической отчетности. Социальные эмпирические факты о состоянии сфер социума устанавливаются группами (комиссиями) специалистов-профессионалов на основе собранных эмпирических данных и в результате их переработки в версии разнообразных социальных фактов. На эмпирико-оперативном уровне политической деятельности также осуществляется оперативное внедрение разнообразных рационально-теоретических концепций решений политических проблем в практику жизни социума в разных его сферах.
На проблемно-концептуальном уровне политического познавательно-творческого мышления осознаются стратегические (долгосрочные), среднесрочные и текущие проблемы развития и функционирования социума и его регионов, формируются планы, программы одновременной и последовательной очередности решения этих проблем, принимаются управленческие решения на санкционирование концептуальной проработки решений этих проблем с финансовой, ресурсной, технологической сторонами создаваемых концепций. Эти теоретические концепции разрабатываются специалистами исследовательско-проект-ных организаций отраслей и сфер жизни социума (геологами, экологами, технологами, экономистами, строителями, работниками госаппарата, систем образования, культуры, здравоохранения, социальной сферы, военными и др.). Центральные или региональные политические верхи выбирают, утверждают и санкционируют к практическому исполнению оптимальные теоретические концепции решения актуальных проблем социума.
В современной России имеется немало актуальных политических проблем. Это проблемы сохранения территориальной государственной целостности России, преодоления сепаратизма региональных элит, обеспечения действенности правового поля в масштабах всей страны. Это поиск золотой середины в соотношении централизма и свобод демократии, развитие политических и правовых механизмов демократии и правовой государственности. Это и многоплановая проблема налаживания механизма научно-технического прогресса в условиях рыночной экономики и демократии и развития ведущих направлений высоких технологий. Это и проблема обеспечения политической, демографической, экологической, ресурсной, технической, экономической, военной, медицинской, образовательной, культурно-идеологической безопасности в стране. Это и проблема поиска и налаживания механизмов, направленных против катастроф, травматизма, преступности, коррупции, правового и бюрократического беспредела, аморализма и безответственности. Это и проблема обеспечения гуманистической, социальной направлености всей политики в стране. В мировой, глобальной политике России как мировой державе приходится обеспечивать достойное место в мировой экономике, технологии, политике, в вопросах коллективной и собственной политической, военной, технологической и идеологической безопасности, в поддержании сфер своих интересов и влияний. Оптимистический проблемный стержень политической стратегии России, оптимистическая русская идея во внутренней и внешней ее политике – это движение к социуму гуманистической культуры, где гуманизм в общественном бытии предполагает высокий и здоровый уровень жизни людей, а культура – высокую его одухотворенность на личном и общественном уровне социальности.
Хотя политическое познавательно-творческое мышление и обладает качествами социальной тенденциозности, субъективности, эгоизма, оно имеет примерно тот же уровневый и процедурный состав, что и научное мышление. При формировании политических концепций здесь обязательны, по крайней мере, синтезная и обосновательная кардинальные процедуры. Политическое мышление требует высокого уровня эмпирического информирования и обоснования своих и привлекаемых извне теоретических концепций.
В строении рефлексивного уровня политического мышления имеются предметно-оперативный, проблемно-концептуальный и нормативно-идеологический подуровни. Нормативно-идеологический уровень в политической рефлексии содержит в себе: идеологическую концепцию принятого в стране общественного строя, принципы и установки политического мышления, его нормы, ценности и идеалы, принятые и используемые проблемно-идеологические стратегии и т.п. Среди принципов и установок политического мышления обычно используются: принцип политического и экономического эгоизма (государственного, чиновничьего, социальных субъектов, нации, институционального, лично-семейного), силовых отношений, собственности, борьбы за власть и ее удержание, политических блоков, отчуждения–присвоения жизненных благ, баланса политических сил и надежности их компромисса, сохранения суверенитета, принцип проблемной и идеологической ориентации политики, первенства экономических интересов, проблем и их решений, правового закрепления политических решений, программ и др.
Проблемно-концептуальный уровень политической рефлексии содержит в себе: многообразие осознанных политических проблем, методы, средства и мыслительные схемы для принятия политических решений и создания политических концепций, для их обоснования, оценки и оптимизирующего выбора, банк принимавшихся ранее политических решений и концепций решения проблем, созданные новые политические концепции решения проблем социума и др. Политическая рефлексия в своем уровневом строении дублирует строение всего политического мышления с его эмпирическим и концептуально-тео-ретическим уровнями.
Политическое познавательно-творческое мышление и политическая деятельность, политика были и остаются важным звеном механизмов сложных социальных процессов.