1. Общий взгляд на социальное познавательно-творческое мышление

Социальная духовность вырастает на основе добиологической и биосферной, биологической и содержит в себе эти исходные основы в преобразованном и возвышенном, сублимированном состоянии. Собственно общественная духовность представлена социопсихикой человека

(чувственно-эмоциональная сфера, чувственно-переживающее мышление, понятийное мышление, практическая воля, подсознание и рефлектирующее самосознание) и общественным объективным духом (общественным сознанием с его структурой, общественно-историчес-ким мышлением с его видами и рефлексивной динамикой, духовной культурой с ее сферами). Духовная деятельность социума – открыватель бесценных духовных кладов, творец могущественной магии бесчисленных технологий и направляющий кормчий на корабле исторического плавания людей в океанах жизни. Сложный духовный поток, сопровождающий бытийный процесс истории, слит из струй исходных смыслопроцессов, которые сливаются во всякой духовной деятельности. Это обучение, воспитание, познание, понимание, переживание, ценностное ориентирование, творчество, информирование, воле-практическая деятельность, объективирование, управление, обладание, потребление, общение, развлечение и др. 

Существует общая структура материально-духовной жизнедеятельности человека и общая структура материально-духовной жизнедеятельности общественной системы. Обе следует рассматривать как деятельностную структуру возникновения и разрешения проблемных ситуаций в проблемных полях жизнедеятельности социума: динамики социальных процессов в реальном общественном образовании и три чувственно-эмоциональные переживающие структуры сознания (интересов и переживаний прошлых, настоящих и ожидаемых будущих), соединенные мостиками ценностно-ориентирующей, мыслительной и воле-практической деятельности. В проблемном многообразии жизни общества мысленно-волевая активность людей, связанная с улучшением качества жизни, счастливо-радостных ее переживаний и с улучшением эффективности деятельности общественных систем, заключена в подобные деятельностные структуры, которые наполняются в каждой области жизни своим специфическим содержанием. Например, деятельностная структура экономической сферы: это проблемные деятельностные процессы в хозяйственной системе и три структуры экономических эмоций и интересов (прошлых, настоящих и целевых), соединенные экономическим мышлением и поведением. В социальной сфере: это проблемная жизнедеятельность в социальной сфере и свои чувственно-эмоциональные структуры жизнепереживания (прошлые, настоящие и желаемые в будущем), связанные социальным мышлением и поведением. В политической сфере: проблемные процессы в политической системе социума и структуры политических интересов и переживаний (в отношении политических реалий и желаемых перемен), которые связаны политическими мышлением и деятельностью (политикой). Деятельностная активность социальных субъектов (индивидов, деятельностных систем-коллективов людей) выстроена из множества перечисленных смыслопроцессов, представляющих динамики общественного мышления и практики. Общественное мышление коллективов и сфер деятельности людей сливается в общественно-историческое мышление социума, обслуживающее и сопровождающее жизнь и исторический прогресс в социуме. При этом в многообразии смыслопроцессов деятельности в определенной социальной сфере, в ее общественном мышлении обычно доминирует один из смыслопроцессов. И тогда комплекс деятельности соответствующей сферы называют познанием (научное, образовательное познание), творчеством (инженерно-техническое, художественное, правовое), переживанием жизни (в социально-бытовой сфере), практикой (материальное производство, общественная деятельность, здравоохранение, жизнь армии, спорт, социально-бытовая жизнь и др.). 

Социальные субъекты (общности, деятельностные коллективы и системы, индивиды) выступают носителями: индивидуального, общественного и общественно-исторического мышления с составляющими их смыслопроцессами. Социум как системно организованное человечество – это общественно-исторический познавательно-творческий, воле-практический и жизнепереживающий субъект. История как творчество, развитие и переживание объективно-практической и субъе-ктивной смысложизни. Разум человечества с его общественным мышлением – творец объективированного и субъективного смыслобогатства социума. Смысл – это субъективное содержание человеческой духовности, которое в силу его активности наполняется реально-объек-тивным, изобретенным, воображаемым, фантастическим и виртуальным гуманным содержанием. Технологии цивилизации и культуры – это материально-духовные методические способы производства жизнезначимого смысла и его практической объективации в семиотических объектах и системах. Культура – смысловое богатство жизни человечества.

В социуме существуют несколько типов общественного мышления, которые духовно обслуживают разные сферы жизнедеятельности в цивилизации и культуре: мифологическое, религиозное, экологическое, экономическое, техническое, научное, обыденно-социальное, нравственное, правовое, политическое, художественное и др. Все типы общественного мышления концептуальны и специфичны в отношении производства своих специфичных типов концепций и в отношении обслуживания их практического функционирования в определенных сферах и планах жизни социума. Типы производимых общественным мышлением концепций специфицированы как мифологические (в мифологии, религии, социально-политических утопиях), идейно-понятий-ные (научные), понятийно-операционные (технико-технологические, экологические, обыденно-социальные, экономические, политические), нормативные (нравственные, правовые), образно-художественные (в искусстве).  

В разных типах общественного мышления (мифологическом, религиозном, экономическом, социально-обыденном, нравственном, правовом, политическом, научном, техническом, художественном и др.) сочетаются в разных пропорциях три составляющих вида мышления: сознательное индивидуальное, организованное коллективное и объективно-самоорганизованное коллективное. В стихийном формировании коллективного самоорганизованного мышления (разума) и в сознательном выстраивании коллективного организованного мышления (интеллекта) исходным и базовым служит сознательное индивидуальное, существующее на основе личностного интеллекта. В каждом типе общественного мышления существуют три уровня знания и мышления, исследования, творчества: явленно-объектный (обыденно-образный, чувственно-эмпирический, предартефактный, художественного материала, домифологемного материала, донормативный и т.п.), концептуально-теоретический (концепции мифов, религии, теологии, теории естественных, математических, системных наук, теории и проекты техники, концепции истории, этики, правовых систем и правоведения, политологии, искусствоведения, философии, а также планов, проектов, программ, отчетов, нормативных документов и др.), рефлексивный (уровень неписаных или писаных принципов, законов, методов, схем мышления, процедур, систематизаций, рефлексивных функций и динамик, ценностей, норм, идеалов, критериев и средств оптимизации, целей, стратегий, стилей, жанров, балансов, паритетов, компромиссов, союзов, видов договорных связей, форм и т.п.).

В формировании, развитии и функционировании каждого уровня мышления в разных типах общественного мышления составляющие виды мышления (индивидуальное, самоорганизованное, организованное) принимают участие в разных сочетаниях и пропорциях, когда в разных интеллектуальных процессах и ситуациях доминирующим оказывается то один, то другой вид. Так, при формировании концепций мифов и религий, общественных нравственных систем (формы среднего, концептуального уровня) решающее действие оказывалось самоорганизованным коллективным мышлением. В философии и искусстве, в творчестве философских систем и произведений искусства (формы среднего уровня) доминирующая роль принадлежит индивидуальному интеллекту и его мышлению. В ходе создания научных теорий, технических теорий и проектов, систем права государств, идеологических политических концепций, программ, проектов (форм среднего, концептуального уровня) в равной степени важную роль играют индивидуальное и коллективное (самоорганизованное и институционально организованное) мышление. В формировании, развитии и функционировании рефлексивного уровня разных типов общественного мышления решающие действия совершаются самоорганизованным коллективным разумом и мышлением.

Общество – это глобальная двуплановая, материально-духовная семиотическая система с человеком как главным ее продуктивным, смыслотворящим и смыслопереживающим, духовно-потребляющим семиотическим центром, где в сфере материального производства руки человека и технология тиражируют материально-знаковые объекты, а сознание людей, коллективные системы духовной культуры производят духовно-смысловое богатство этих знаковых объектов. Тем самым материальное производство оказывается основой жизни и материально-движущим фактором развития планетарного социума. И цивилизация как специализация и обособление материально-знаковой жизни социума, и культура как специализация и обособление его духовно-смысловой жизни состоят из коллективных деятельностных систем с рефлексией и рефлектирующим коллективным познавательно-творчес-ким мышлением с элементами организации и самоорганизации. Смешанная, мыслительно-практическая продуктивная деятельность таких систем в цивилизации нацелена на получение материальных продуктов и услуг, тогда как в культуре – на получение духовных продуктов и услуг. Продуктивные процессы в деятельностных системах, принадлежащих к определенным сферам цивилизации или культуры, сопровождаются соответствующими типами коллективного мышления с их спецификой. Разнообразное коллективное мышление разных типов деятельностных систем сопровождает как их всевозможные продуктивные процессы, так и процессы саморазвития этих систем. Так, образовательная организация университета в своей духовной деятельности располагает набором коллективных обучающих и исследовательских мышлений предметных кафедр, педагогическим мышлением коллектива университета, мышлением ректората относительно перспективного развития самого университета, мышлением студентов, экономистов и бухгалтеров и др. Известны типы коллективного мышления разных деятельностных сфер и систем жизни социума: мифологическое, религиозное, производственно-технологическое, экономическое, экологическое, социально-бытовое, нравственное, правовое, политическое, военное, научное, техническое, художественное и др. Автором в его работах рассматривалась методология нескольких типов коллективного мышления: мифологического, религиозного, экономического, политического, научного, технического, математического, философского[13].

То, что называют социальным познанием в широком смысле, рассредоточено в перечисленных типах коллективного мышления социума, поскольку любой тип познания так или иначе общественный, социальный. Собственно социальное познание распределено в тех типах коллективного мышления, которое своим объектом и предметом имеет образования социального порядка. В дальнейшем термин "социальное познание" будет подразумевать собственно социальное познание. Деятельностная сфера, система, обслуживаемая своим типом социального мышления и познания, обычно содержит в себе две его разновидности: рационально-теоретическое мышление и прикладно-практическое познание, которые взаимосвязаны и относительно самостоятельны. Прикладно-практическое мышление

каждой жизненной сферы социума обслуживает практику этой жизни, выдвигает практические проблемы и сопровождает практическую объективацию концепций теоретических решений этих проблем, создаваемые рационально-теоретической разновидностью данного типа мышления (природопользовательного, технологического, экономического, политического, социального, правового, военного, медицинского, градо-хозяйственного и др.). Взаимодействие этих разновидностей прикладно-практического мышления и сама практика каждой сферы обеспечивают качественные сдвиги и исторический прогресс в этих сферах жизни и в социуме в целом. 

В условиях системы цивилизации сознательное коллективное социальное познание породило несколько своих форм. Это отчетно-прог-нозное познание во властном аппарате управления, разведывательное исследование спецслужб, ситуативно-программное познание оппозиции, оценочное познание в средствах массовой информации, оценочное познание в общественном мнении населения, научное социальное познание научных институтов и кафедр вузов. Эти формы социального познания необходимым образом взаимодополняют друг друга, обслуживая деятельность соответствующих социальных субъектов. Каждая из форм социального познания – это совокупность исследовательских шагов, цепочек, ветвей, соединяющих обобщений в разных типах социального мышления и познания, где интегрирующая роль принадлежит политическому типу мышления и познания.   

Среди разных типов рационально-теоретического мышления и познания особую значимость приобрели научно-теоретическое мышление, познание, творчество, в том числе разновидности научно-социаль-ного мышления и познания. В методологии социального мышления и познания, включая научное, одинаково значимы онтологические и методические феномены исследования. Среди разных типов коллективного мышления научное мышление и познание имеют наиболее развитую рефлексивную систему, уровневое строение и структуру рефлексивной динамики. Состав рефлексивной системы науки содержит в себе: философские основания, общие и частные принципы научного познания, его методы и разнообразную схематику мышления, свои ценности, нормы и идеалы, процедуры научного познания (процедуры чувственно-эмпирического отражения, синтезирующую, обоснования, смыслоформирования, прикладную, практическую, общепознавательного смыслообразования), критерии научности, цели, планы, стратегии познания, организационные, технологические, социальные и экономические стратегии и проекты и др. Такой состав своей рефлексивной системы имеют и социальные науки: социальная философия, история, экономика, демография, этнография, социология, психология, социальная психология, искусствоведение, правоведение, политология, конфликтология, языкознание и др. 

Научное познание, включая и социальное познание, сформировало три уровня исследования и представления научного знания: чувственно-эмпирический, теоретический и рефлексивный. При этом нижние уровни (эмпирический, теоретический) имеют исследовательское, оперативное представление на вышележащих уровнях (теоретическом, рефлексивном). Это сообщает особый субуровневый состав теорети-ческому и рефлексивному уровням исследования и знания. В теориях неполно, оперативно представлена их эмпирическая база как соответствующая часть эмпирического знания данной науки. На рефлексивном уровне исследования и знания сформировались три подуровня: 1) оперативный,

где оперируют необходимыми массивами предметного эмпирического и теоретического знания; 2) методический, где собраны всевозможные методические средства обеспечения предметно-оперативного исследования на первом подуровне; 3) ценностно-про-ектный, где собраны ценности, стратегии и проекты познания, исследования и где осуществляются функции ценностного, стратегического и проектного ориентирования всего многоуровневого процесса познавательно-исследовательской деятельности. Научное познание в любой науке обслуживается ее оперативным языком, который содержит в себе эмпирический, теоретический и рефлексивный вербальные уровни.

Рефлексивная динамика научного познания имеет процедурную и функциональную структуры, постепенно сложившиеся в истории науки. Научная познавательная деятельность укладывается в свой сложившийся процедурный состав:

чувственно-эмпирическое отражение, рациональный синтез концепций, обоснование, смыслоформирование, прикладное творчество, внедряющая объективация, практическое использование, общее познавательное смыслообразование. В процедур-ном составе научной деятельности выделяются кардинальные, сквозные, структурообразующие познавательные процедуры: синтезирующая, обосновывающая, смыслоформирующая, общая смыслообразующая. Общее познавательное смыслообразование представляет собой сквозную многоэтапную синтезирующую процедуру, которая сопровождается сквозным поэтапным обоснованием и сквозным поэтапным смыслоформированием. Рефлексивное, содержательное и продуктивное единство сквозных процедур синтеза, обоснования и смыслоформирования и задает интегрирующую процедуру общего познавательного смыслообразования. В этой общей процедурной структуре научного познания как рефлектирующей деятельности находят свое место и остальные, несквозные познавательно-деятельностные процедуры. 

Каждая из трех базовых сквозных рефлексивных процедур (синтез, обоснование и смыслоформирование), а также интегрирующая их сквозная рефлексивная процедура общего познавательного смыслообразования имеет свою особую многоэтапную функциональную структуру, где каждый функциональный этап процедуры представляет собой выделенный, необходимый и относительно завершенный отрезок рефлексивной познавательной деятельности. Функциональная структура сквозной синтезирующей процедуры в научном познании обычно состоит из следующих функций как рефлексивно-деятельностных этапов познания. 1. Анализ (А) проблемной ситуации, постановка проблемы и выработка исследовательской программы ее решения. 2. Чувственно-эмпирический анализ эмпирической базы (Э) проблемы. 3. Синтез (С) принципиального решения познавательной проблемы. 4. Логически стройное (Л) выстраивание концепции как комплекса исходных и производных решений в составе общего решения познавательной проблемы. 5. Проверочное обоснование (Оп) концепции способом ее испытания на эмпирическом базисе. 6. Оценочное обоснование (Оо) концепции способом ее оценки на соответствие ценностным нормам идеала концепции в своей науке.7. Смыслоформирующее (См) выстраивание всех звеньев содержания концепции. 8. Нормативное (Н) закрепление основных предметных и методических результатов новой концепции для использования в данной науке. 9. Интегрирующее (И) включение концепции в существующую систему концепций данной науки. 10. Разработка конкретизирующих прикладных (П) концепций на основе новой фундаментальной концепции. 11. Технологическое внедрение (В) прикладной концепции, ее технологическая объективация. 12. Массовое растиражирование и практическое (Пр) использование новой технологии. На уровне синтезирующей процедуры процесс научного познавательного мышления можно реконструировать и представить как последовательность осуществления рефлексивных функций научного мышления в отношении подрефлексивной аналитико-синтезирующей смысловой и практической деятельности познающего субъекта науки (индивидов и коллективов): рефлексивной функции анализа – А(в), эмпирического анализа – Э(в), синтезирующей – С(в), логической – Л(в), обосновательной проверочной – Оп(в), обосновательной оценочной – Оо(в), смыслоформирующей – См(в), нормативной – Н(в), интегрирующей – И(в), прикладной – П(в), внедрения – В(в), практической – Пр(в). Здесь символ (в) обозначает возможное пробно-испытательное проигрывание наперед на вспомогательном уровне указанных функций познания с целью определения удачности – неудачности принятого познавательного решения на каждом функциональном этапе познавательной деятельности. Так, С(в) – это С(л, оп, оо, см, н, и…). Функциональную структуру синтезной процедуры

научного познания схематически можно представить следующим графом, где ребра графа обозначают преемственную связь рефлексивных этапов познания:

А(в)–Э(в)–С(в)–Л(в)–Оп(в)–Оо(в)–См(в)–Н(в)–П(в)–И(в)–Вн(в)–Пр.

На вспомогательном уровне проигрывающих функций в данной мыслительной последовательности образуются ветви поисковых ходов мышления, превращающие функциональную структуру синтезной процедуры в поисково-творческое познавательное дерево. Полная функциональная структура, представляющая всю процедурную структуру научного познания, описана в работе автора[14].

Добавить комментарий