4. Особенности причинности в универсуме оциума и типичные динамики исторического процесса

Всегда существует непростая методологическая проблема, связанная с уяснением многообразия моментов познавательного процесса (его структур, параметров, детерминант, динамик), создаваемого субъектами исторического познания (историками, читателями, участниками исторических событий) при реконструкциях эпох и событий истории в историографии. Факторы, связи, процессы, их параметры, детерминирующие влияния, динамики, явления (материальные и духовные) исторической эпохи, исторических событий в своей буквальной конкретной сложности необъятны и невоспроизводимы для субъектов исторического познания. Писаная история историков – это обобщенные упрощения в описательных реконструкциях эпох и событий, которые допускают принципиальную множественность индивидуальных трактовок субъектами-историками. Принципиальная множественность трактовок историков эпох и событий истории связана также с их мировоззрением, ценностными и социальными установками, с доминирующими и особыми геополитическими и историческими взглядами их и их поколения. И тем не менее в философии истории следует заниматься уяснением и классификацией разных типов причинных технологий, функционирующих в обществе. Знание причинных динамик социума помогает проведению разных видов обобщающих идеализированных реконструкций эпох и событий истории.

В социуме деятельностные системы с рефлексией (цивилизационные, инертной традиции, культурные, этнокультурные) функционируют и развиваются на базе своих наборов разных типов причинных технологий. Социальные виды деятельности, отношения, коммуникации осуществляются на основе этих распространенных и своих специальных причинных технологий, где детерминация имеет разную природу в каждом типе технологии. Каждая сфера жизнедеятельности социума – это своеобразный комплекс типичных и специальных причинных технологий. Детерминация в социальных динамиках (функциональная, становления, развития, коммуникативная, отношенческая, историческая) осуществляется на основе разнообразных причинных технологий. Главный смысл истории – освоение, обогащение многообразия причинных технологий жизнедеятельности в целях возвышения материально-духовного смыслового богатства жизни людей. Все типы человеческих, общественных причинных технологий жизнедеятельности сознательны и рефлексивны, имеют разнообразные собственные рефлексивные системы и специфические рефлексивные динамики. Автором была исследована рефлексивная система такой области духовной культуры как наука с ее составом, кардинальными процедурами и динамиками[12].

Типы причинных технологий в деятельностных системах с рефлексией социума.

1. Материальные технологии (природопользовательные, производственные, бытовые, транспортные, энергетические, медицинские, военные, электронные, компьютерные и т. п.).

2. Ментально-психологические смыслопроцессы (технологии): обучение, воспитание, переживание, познание, творчество, понимание, воле-практическое поведение, общение, управление–подчинение, ценностное ориентирование и др.

3. Информационные технологии, обслуживающие материальные и ментальные причинные технологии.

4. Древовидная пусковая причинность с рефлексией как комплекс трех исходных (первых) типов причинных технологий в деятельностных системах.

5. Специальные смешанные комплексы причинных технологий с пусковой причинностью в разных сферах жизнедеятельности социума: производственные, экономические, социальные, демографические, образовательные, научно-технические, медицинские, транспортные, военные, моральные, правовые, политические, государственные, дипломатические, культурные, социокультурные, этнокультурные и др.  

6. Древовидная пусковая причинность взаимодействия разных сфер жизнедеятельности социума и взаимодействия разных социумов между собой.

В хаосе поведения деятельностных систем социума верхи выстраивают структуры государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) как органы порядка и управления. В рефлексии каждой деятельностной системы заложены и осознанные в ней ее корпоративные интересы, за которыми стоят соответствующие эгоистические страсти лиц, возглавляющих деятельностную систему. В хаосе как кипящем котле эгоистических интересов субъектов социума го-сударственная власть выстраивает порядок, выражающий общественные интересы верхов. Эгоистические страсти социума нормативно упорядочиваются способом нагнетания страха применения судебно-правовой или иной силы государства. 

Диалектика динамик исторического развития. Базовые динамики общественно-исторических субъектов истории: линейно-инертная закономерная причинность (трудящиеся), стохастический хаос инициатив правящей и экономической элиты, вероятностные поисково-твор-ческие качественно-древовидные сдвиги прогресса (мыслящая элита и интеллигенция). Древовидность общей картины развития в истории как поискового творчества планетарного социума. Эволюции и быстрые качественные переходы синтезированных форм жизни. Стволы, главные ветви эволюции как центры цивилизации и культуры, периферийные ветви. Ветвление качественных направлений развития в общесистемном, подсистемном и элементном уровнях строения социума. Дивергентные, поливергентные и конвергентные процессы. Инертная цикличность, поступательность эволюции и качественные преобразования реформ и революций. Периоды, подпериоды развивития, оптимизация сотворенных социальных форм: традиция (дикость, варварство; матриархат, патриархат), цивилизация (рабство, феодализм, капитализм, империализм, социализм, переходное смешанное интегрированное общество), эпоха общества гуманистической культуры (будущее человечества) со своими подпериодами зрелости и космической экспансии. Взаимосвязь ветвей центров и периферии, между ветвями центров цивилизации. Исторические вызовы, угрозы, возможности и шансы; стратегии ответов. Оптимизационный выбор и распространение практически удачных решений исторических проблем. Выбор стратегических направлений творческого развития и необратимость процесса истории. Открытость истории для свободного выбора, творчества и оптимизации решений исторических проблем. Движение решений после крайностей к золотой середине по методу затухающих колебаний; стычки, катастрофы, компромиссы, захваты, подчинения, колонизации, конвергентные влияния, связи как формы поисковых перемен, инициированных или навязанных. Многообразие видов и форм социального опыта. Духовные свойства людей как собственно антропной субстанции социума опредмечиваются в объективный дух социума:

в общественное сознание, общественно-историческое мышление, в духовную культуру социума. Объективный дух социума, который можно определить как активное поисково-творческое свойство в самоорганизации субстанции социума, придает истории характер рационально-пускового древовидного процесса.

 

Добавить комментарий