Одна из кардинальных форм бытия социума – технологии жизнедеятельности людей во всех сферах жизни общества. Разные виды технологической жизнедеятельности на основе организации и самоорганизации объединяют людей в соответствующие виды социальных общностей: этнодемографические, природопользовательные, производственные, транспортные, социально-бытовые, политические, государственные, военные, идеологические, медицинские, образовательные, культурные и др. Технологии жизни выстраивают структуры социума. Технологическое содержание подсистем социума олицетворяет богатство бытия, жизни людей. Жизнь – это технологии жизни людей в их использовании. Это технологии материальной, духовной, смешанной форм жизни. Технологии – это средства, силы и власть, обеспечивающие человеку выделенное, привилегированное положение в неживом, живом и социальном мире. В этом смысл воли к силе технологий у людей.
Воля к силе материальных технологий потенциально заключает в себе порождение и развитие технологической цивилизации. Воля к силе духовных технологий потенциально заключает в себе порождение и развитие духовной культуры. Система традиции наполнена инертным воспроизводством технологий и накоплением и передачей знаний и технологического опыта от одних исторических поколений к другим. Социальное – это человек в технологиях цивилизации, культуры, системы традиции. Морфология зрелого социума – это единство цивилизации, культуры, системы традиции. Система традиции – кумулятивный, объединяющий ствол всемирной истории общественной жизни, на котором крепятся конкретные ветви цивилизационно-культурных социумов, ветви структур и процессов цивилизации и культуры. Бытие системы традиции связано с поддержанием потока исторического времени, на котором активность цивилизации и культуры устанавливает вехи исторических перемен.
Время вообще – это инертная вечность пространства, на которой динамическая активность материи и эволюционная активность духовного начала откладывают шкалу динамического и эволюционного времени. Время тройственно и его можно рассматривать как формовыражение активности субстанции и ее начал: инертного хроноса вечности пространства, динамического и эволюционного планов времени материи и духа, соответственно. Если активность материи и духа – положительная, то активность инертного начала, пространства – инерционная, негативная.
Технологии человека – феномен природный, антропно-психичес-кий, социальный (цивилизационный, духовно-культурный, традиционный) и исторический. Человек осваивает, преобразует, подчиняет своим потребностям и целям естественные, неживые и биосферные, причинные технологии. На это направлены познавательная, творческая, практическая мысль и интуиция психики, порождающие весь спектр искусственных социальных технологий. При этом человек мысленно и практически анализирует, разлагает и по-новому синтезирует, соединяет причинные цепи и сети естественных технологий, вводя в них потребности и цели человека в качестве привилегированных конечных ценностных и целевых причин. Так возникают причинно-силовые схемы социальных технологий. И так человек формирует технологические основания своего общественно-исторического бытия.
Технологическое пространство социума – это одновременно жизненно-продуктивный, властно-силовой и распределительно-привилеги-рованный (экономический и правовой) планы мира технологий. Три измерения технологической деятельности опосредуются общественно-нормативными и личными рефлексивными системами разных видов технологий. Жизненно-продуктивное измерение технологии служит производству средств и материальных и духовных благ жизни людей. Отправление технологий регулируется рефлексивно-нормативными средствами разной природы. Властно-силовое измерение технологического пространства социума превращает людей и их коллективы в субъектов сил и схем технологий, тогда как объектами применения технологической силы выступают объекты неживой и живой природы, отдельные люди, организации, структуры, общности и целые социумы. Различаются такие технологические силы: физические, технические, природопользовательные, экономические (собственность, финансы, обеспечение работой, товарные поставки, налоги и т. д.), транспортные, социальные, семейно-бытовые, правовые, политические, государственные, военные, медицинские, образовательные, идеологические, духовно-культурные и др. В обществе технологии имеют свою продуктивную и властно-силовую значимость. Распределительно—привилегированное измерение технологического пространства служит в социуме системой отсчета при распределении среди людей (как субъектов технологий) жизненных привилегий и благ. Таковые дозируются экономикой и правом в зависимости от отправления лицом тех или иных технологий в силовом пространстве технологий. Принципы распределения привилегий и благ жизни зависят от властных мест, продуктивной и силовой значимости технологий, выполняемых их субъектами в технологическом пространстве социума. Принципы распределения жизненных привилегий и благ: по труду, по владению собственностью, по образованию и специальности, по занимаемой деловой или властной должности, по уровню квалификации, по силовым, половым, национальным, гражданским, социальным (бюджетник, пенсионер, студент и т. д.), политическим, идеологическим и другим признакам.