Жизненные технологии и блага цивилизации распределяются и осваиваются в рамках системы общественных отношений, которые выстраиваются на основе принципов материальной жизнедеятельности цивилизации. Это принципы эгоизма (личного, классового, корпоративного, государственного), собственности, социального деления, силового характера отношений, поиска более производительных и эффективных силовых форм разнообразной технологической жизнедеятельности, конкуренции силовых форм технологий, отчужденного состояния культуры и процветания силовой антикультуры. Принципы жизни цивилизации исторически обретали конкретные выражения, нормативные закрепления (мировоззренческие, политические, правовые, нравственные) и статусы силовых санкций в рефлексии цивилизации – в ее идеологии.
Рефлексивная система цивилизации, идеология представлены двумя своими уровнями: 1) уровнем принципов жизни, разных норм, стратегий, оценок, методов и технологий управления и 2) уровнем мировоззрения, идеалов, ценностей, ценностных установок. Это уровни, приуроченные к реалиям жизни и ее идейно-ценностным основам. Идеология цивилизации и идеологический порядок в индивидном хаосе поведения всегда утверждались силовыми структурами цивилизации. История цивилизации всегда была историей силовой борьбы за власть, собственность, средства технологий и источники доходов, всегда была конкуренцией, испытанием технологий, жизненных и силовых.
Термином "цивилизация" обозначают то особую глобальную подсистему материальной жизни и материальных отношений социума, то весь социум, где доминирующее развитие и положение получила подсистема цивилизации, то период истории, когда социум в ведущих державах был представлен обществом-цивилизацией и когда цивилизованные страны определяют картину исторических процессов. Представляется, что социальная подсистема цивилизации с ее механизма-ми исторической динамики смены типов цивилизаций была неплохо описана Марксом, который ввел для этих типов понятие общественно-экономической формации. В концепции Маркса хорошо представлена структура подсистемы цивилизации. Однако Маркс был материалистом и не рассматривал взаимодействия подсистем традиции, цивилизации, культуры, что сообщило его описаниям механизмов в динамике истории радикальные неточности.
В развитом обществе-цивилизации явно выражена знаково-смысло-вая, семиотическая природа социальной реальности. Цивилизационный план жизни олицетворяет ее материально-знаковую сторону, культура – духовно-смысловую ее сторону, а система традиции – смешанную, знаково-смысловую, инерционно-воспроизводственную, причинно-закономерную. Эта семиотическая специализация в основе своей связана с отделением духовного труда от материального и разделе-нием знакообразования материальных ценностей и смыслообразования духовных ценностей, т. е. связана с выделением в технологической сфере материальных технологий, тиражирующих материальные и духовные ценности, и духовных технологий, творящих оригиналы духовных ценностей и духовные образцы для тиражирования материальных и духовных ценностей.
Общество-цивилизация представлено единством трех глобальных подсистем жизнедеятельности: системы традиции, собственно цивилизации, культуры. Человеческий фактор общества-цивилизации разделен на социально-исторические субъекты его глобальных подсистем, которые в силу своих социально-бытийных деятельностных функций, выраженных в историческом движении, несут в себе деятельностные тенденции исторического процесса. Это глобальные технологии социально-исторических субъектов, сливающиеся в механизм динамики исторического процесса. Социально-историческим субъектом подсистемы материальной цивилизации считается правящая и экономическая элита. Как собственник и распорядитель потоками благ и финансов, как автор рефлектирующей идеологии и распорядитель силовой системы социума, правящая и экономическая элита оказывается носителем и инициатором тенденции материального (технологического) хаоса. Элита дергает вектор закономерного, линейно-причинного движения истории в разные стороны, внося в это движение элемент вероятностной хаотичности. Элита изобретала более производительные экономическо-силовые формы коллективных производительных сил трудящихся (рабство, феодализм, наемное рабство рабочих), где дневная выработка труда росла более за счет силового принуждения к труду (сила кнута или голода). Это и перевороты, реформы, войны.
Система традиции представляет в историческом процессе социума и цивилизации закономерно-инертное воспроизводство материальных и духовных технологий жизни, а также системный консерватизм организации и духовно-смысловую преемственность исторических состояний социума. Система традиции накапливает и передает технологический опыт и знания от одних исторических поколений к другим. Человеческий фактор, социальный исторический субъект системы традиции – это трудящиеся,
а также люди, хранящие и передающие технологический опыт и знания. Трудящиеся – это носители линейно-причинной, закономерной тенденции исторического процесса. Закономерную тенденцию истории Маркс связывал с трудящимися массами, которые, по его мнению, были не инертной массой, а активными творцами истории. Инертная традиция трудящихся играет в истории роль линейно-причинного ствола истории, от которого могут ответвляться ветви поиска качественного своеобразия общественных систем. Это относится к исторической динамике и социума-цивилизации. В инерт-ное движение социума входят динамики формационно-ступенчатых изменений, что вместе образует стволовую, линейно-причинную закономерную динамику истории цивилизации. Геополитические военные экспансии в истории обычно были связаны с конкуренцией и испытанием успешных военных технологий.
Социально-исторический субъект духовной культуры
социума-ци-вилизации – это мыслящая часть элиты и интеллигенция, в особенности ее духовная элита, т. е. мыслящий слой общества. Мыслящая элита культуры создает и обогащает систему духовных ценностей культуры, курирует их массовое опредмечивание и применение в сферах жизни материальной цивилизации. Мыслящий слой культуры в исторической динамике социума выступает носителем вероятностной тенденции поисково-творческих качественных изменений технологий жизни, обеспечивающих ветвящееся, древовидное качественное восхождение исторического прогресса. Это тенденция древовидного поисково-творческого качественного развития и прогресса. Исторический процесс при этом можно рассматривать как триединство исторических тенденций, связанных с деятельностью главных социальных субъектов: закономерной инертно-линейной детерминации (от трудящихся), материального хаоса инициатив (верхов элиты), открытого древовидного поискового творчества (мыслящего слоя культуры). В первобытном, инертном обществе и в его истории господствовала инертно-воспроизводственная тенденция жизнедеятельности. В истории цивилизованного общества вначале нарастала тенденция материально-силовых хаотических инициатив верхов элиты, что приводило к исторической линейной смене экономическо-силовых форм производства и жизни цивилизации. Это формировало линейно-формационный ствол истории. Затем со времени индустриального общества в полную силу заработала тенденция творческого поиска и внедрения разнообразных технологий во все сферы жизнедеятельности социума, что создавало предпосылки для древовидного качественного прогресса общества. В ХХ веке тенденция древовидного творческого прогресса, исходящая от духовной культуры, стала доминирующим детерминантом исторического процесса.
Все сферы духовной культуры как специфические деятельностные системы имеют собственные рефлексивные системы, которые вместе обволакивают как само творчество, так и функционирование духовных ценностей в разных областях цивилизации. Имеются специфические различия между рефлексивными образованиями деятельностных систем цивилизации и духовной культуры. Рефлексивные системы цивилизации (идеологии) образуются с личным и коллективным участием верхов, имеют статус силовой санкции для внедрения и функциони-рования, поддерживаются силовыми властными структурами и имеют двухуровневую структуру. Рефлексии деятельностных систем духовной культуры возникают в результате коллективной самоорганизации в качестве метауровней коллективов духовной деятельности и имеют двухуровневую структуру. Они имеют ценностно-нормативный статус внедрения, поддержания и функционирования.
Рефлексивные системы духовной культуры специфичны и представлены своими двумя структурными уровнями: 1) нижним уровнем принципов, норм, стилей, методов, стратегий, процедур, целей, оценок творчества, а также 2) верхним уровнем культурного мировоззрения, культурных идеалов, ценностей и ценностных установок. Рефлексивные системы научного типа содержат три уровня: предметно-эмпи-рический, поисково-теоретический и нормативно-идеологический.
Рефлексивные системы общества выступают в роли общего духовно-смыслового средства смыслообразования (смыслонагружения) процессов в реальной практической жизни и в духовном творчестве в культуре. Конкретное смыслонагружение процессов деятельности стимулируется разными реальными и духовными моментами ситуаций цивилизованного и культурного планов бытия.