Сущность бытия мира, субстанции мира, их диалектика развития пронизывают сущность бытия социума как части мира, динамику его развития, хотя последние имеют значительную специфику. Определение сущности бытия мира, как и сущности бытия социума предполагает определение их субстрата и начал, их главных признаков, форм, структур, основных динамик и смыслов. Это проблема бытия субстанции и ее начал (материального, духовного, инертного пространства вечности), хаоса, воли и системности, причинной силы, смысла и рефлексии, знака, значения и ценностного логоса, хроноса хаоса, восхождения и инертной вечности, бытия страсти, разума и воли мира, жизни, смерти и инобытия, связи тотального и индивидуального с всеобщим универсумом. Поэтому существуют общие онтологические предпосылки в философской теоретической реконструкции бытия, становления, строения, жизни и эволюции социума (в реконструкции его социальной онтологии).
Время укоренено в инертной вечности пространства, в этом хроносе-вечности. А динамику материи и развитие духовного можно считать шкалами отсчета времени-пространства,
времени динамического и времени эволюционного, соответственно. Бытие субстанции – пространственно-временное и процессуальное.
Социум в его бытии – это человечество, системно самоорганизованное на основе стихийной жизнедеятельности и отношений. Каков человек, его возможности деятельности в деятельностных системах и общностях, составляющих социум, такова и сущность бытия, жизни в универсуме социума. Выходит, что в философской теоретической реконструкции социальной онтологии существуют и предпосылки философской антропологии и теории социальной деятельности. Люди – технологические существа, в своей жизнедеятельности осваивающие и преумножающие технологии жизни, вступающие в экономические связи, производящие знаково-смысловые объекты, системы и факторы. Они включены в жизнедеятельностные общности, погружены в системы коммуникации, они конфликтуют, конкурируют и руководствуются нормативными системами ценностей. Тем самым в философской реконструкции социума в разной степени должны присутствовать и предпосылки общей философской теории технологии (биосферной и социальной), и элементы учений о смыслопроцессах, семиотике, экономике, коммуникации, конфликтологии, культурологии, аксиологии, теории социальной рефлексии и др. Естественно, для философской реконструкции онтологии социума полезны и данные других гуманитарных наук. Все это методологические предпосылки социальной онтологии как теории реального мира, универсума социума.
Прежде всего философская онтология социума должна исходить из современного, философски наиболее верного решения проблемы сущности бытия, субстанции мира из общей онтологии. Как показано и обосновано в названных работах автора, таким современным и верным решением проблемы сущности бытия, природы субстанции мира является триадно-паритетное решение этой проблемы. В триадно-пари-тетном решении субстанция – единство трех равнозначных, паритетных составных ее начал: материального, духовного и инертного (пространства). Сущность бытия, субстанции – это диалектическое, конфликтно-компромиссное единство сущностей мировых начал субстанции. Оправданием в пользу выбора такого решения служит единственно здравое соображение: если наука и философия открыли в мире три исходных начала бытия (материю, дух, инерционный континуум пространства), то моделировать сущность бытия следует всеми тремя началами, а не одним, тенденциозно игнорируя или преуменьшая значение других, в чем нет научного смысла. Каково же идеализированное представление природы начал субстанции на стадии анализа, раздельного изучения?
Сущность материального начала мира задается такими общими его признаками: объективная реальность, вещественный субстрат, сохраняющийся, движущийся по естественным законам, дискретно-хао-тический, с близкодействующей детерминацией, актуально определенный. В мире материя – носитель хаоса, тенденций разрушения организованных систем, причина конечности, бренности их бытия во времени. Сущность духовного начала субстанции задается следующими общими его признаками: субъективная реальность, субъективный невещественный (идеальный) субстрат, континуально связный в дальнодействующем единстве, системообразующий, смыслонесущий, смыслопереживающий, смыслотворящий, изначально актуально определенный в динамике связности и потенциально определенный в смысловых свойствах, поисково-творчески самоопределяющийся способом системного и смыслового развития субстанции, рефлектирующий в системообразовании и в смыслопроцессах мира. В мире духовное начало– носитель связного дальнодействия, единства, системообразовательных силовых континуальных конфигураций, системного и смыслового развития, устремленности к единению, вечности, к жизни и одухотворению. В неживом мире духовное начало как смысловая реальность определено лишь потенциально, поэтому здесь доминируют силовые отношения трех начал субстанции и менее заметны смысловые процессы. Сущность инертного начала субстанции (пространства) выражается следующими общими его характеристиками: объективная реальность, невещественный континуальный инертный субстрат, имеющий инерционную метрику, средоточие покоя, неизменности и носитель инерционного силового противодействия всяким изменениям. В мире инертное начало – носитель тенденции системно-процессуальной стабильности. Сущность субстанции – это конфликтно-компромиссное равнозначное единство сущностей составляющих начал. Подробнее с триадно-паритетным решением проблемы сущности бытия и его обоснованием можно познакомиться в названных работах автора.