Основная цель курса – научить будущих социологов анализировать социальные явления и проблемы в аспекте социально-психологического подхода с целью гармонизации социальной жизни в целом, межличностных, межгрупповых отношений и взаимодействия личности с внешним миром, социумом, универсумом; усваивать знания по основным направлениям современной социальной психологии, а тем самым способствовать повышению уровня их культуры, социальной направленности мышления как условия подготовки специалистов.
После изучения дисциплины студент будет:
№ п/п | 1. Иметь представление |
1.1 | о философских истоках возникновения социально-психологической теории |
1.2 | об основных этапах становления социально-психологического знания, основных направлениях социальной психологии |
1.3 | о категориальном аппарате социальной психологии |
1.4 | о взаимосвязи социального мышления и поведения |
1.5 | о проблемах и задачах социальной психологии на современном этапе ее развития |
2. Знать | |
2.1 | место социальной психологии в системе научного знания |
2.2 | историю социальной психологии в России и за рубежом |
2.3 | о проблеме определения предмета социальной психологии, трех подходах к вопросу о предмете социальной психологии |
2.4 | о зарождении социально-психологических идей в рамках философии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм, гуманистическая психология) |
2.5 | методологию и методы социальной психологии, ее понятийный аппарат. |
2.6 | определение общения как базовой категории социальной психологии |
Продолжение таблицы
2.7 | определения личности как субъекта общения и коммуникативной компетентности личности |
2.8 | определения малой группы как социально-психологического феномена и групповой динамики |
2.9 | определения социальных групп, их классификацию. Определения стихийных групп и массовых движений, психологии больших социальных групп, психологии межгрупповых отношений |
2.10 | специфику прикладной социальной психологии и ее взаимосвязь с прикладными социологическими исследованиями |
3. Уметь | |
3.1 | разрабатывать программу исследования |
3.2 | выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации, о возможных путях ее развития и последствиях |
3.3 | проводить социально-психологический эксперимент |
3.4 | обобщать, интерпретировать полученные результаты, прогнозировать развитие событий |
3.5 | проводить социометрический и стратометрический анализ группы |
3.6 | свободно дискутировать по проблемам современной социальной психологии |
3.7 | анализировать литературу по проблемам социальной психологии и подготовить письменную работу (реферат, курсовую) |
3.8 | анализировать социальные ситуации с позиции социально-психологической теории на макро- и микроуровнях, а также с позиции третьего подхода при определении предмета социальной психологии |
3.9 | применять знания, полученные при изучении курса, в процессе социологических исследований и практической профессиональной деятельности |
4. Иметь опыт | |
4.1 | разработки программы теоретического социально-психологического исследования |
4.2 | разработки программы прикладного социально-психологического исследования |
Окончание таблицы
4.3 | проведения социально-психологического эксперимента |
4.4 | анализа социальных ситуаций и прогнозирования развития событий на основе социально-психологической теории |
4.5 | участия в семинарах и дискуссиях по проблемам социальной психологии |
4.6 | анализа социально-психологической литературы |
4.7 | написания письменных работ по проблемам социальной психологии |
4.8 | проведения социально-психологических тренингов |
4.9 | проведения психодрамы и социодрамы |
4.10 | социометрического анализа группы |
4.11 | проведение тестирования |
4.12 | применения анализа документов (и других социологических методов) в социально-психологических исследованиях и экспериментах |
4.13 | применения методов социально-психологического исследования в социологических опросах и экспериментах |
4.14 | применения полученных знаний в социологических исследованиях, в процессе производственной практики и практической профессиональной деятельности |