Основная цель курса – научить будущих социологов анализировать социальные явления и проблемы в аспекте социально-психологического подхода с целью гармонизации социальной жизни в целом, межличностных, межгрупповых отношений и взаимодействия личности с внешним миром, социумом, универсумом; усваивать знания по основным направлениям современной социальной психологии, а тем самым способствовать повышению уровня их культуры, социальной направленности мышления как условия подготовки специалистов.
После изучения дисциплины студент будет:
| № п/п | 1. Иметь представление |
| 1.1 | о философских истоках возникновения социально-психологической теории |
| 1.2 | об основных этапах становления социально-психологического знания, основных направлениях социальной психологии |
| 1.3 | о категориальном аппарате социальной психологии |
| 1.4 | о взаимосвязи социального мышления и поведения |
| 1.5 | о проблемах и задачах социальной психологии на современном этапе ее развития |
| 2. Знать | |
| 2.1 | место социальной психологии в системе научного знания |
| 2.2 | историю социальной психологии в России и за рубежом |
| 2.3 | о проблеме определения предмета социальной психологии, трех подходах к вопросу о предмете социальной психологии |
| 2.4 | о зарождении социально-психологических идей в рамках философии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм, гуманистическая психология) |
| 2.5 | методологию и методы социальной психологии, ее понятийный аппарат. |
| 2.6 | определение общения как базовой категории социальной психологии |
Продолжение таблицы
| 2.7 | определения личности как субъекта общения и коммуникативной компетентности личности |
| 2.8 | определения малой группы как социально-психологического феномена и групповой динамики |
| 2.9 | определения социальных групп, их классификацию. Определения стихийных групп и массовых движений, психологии больших социальных групп, психологии межгрупповых отношений |
| 2.10 | специфику прикладной социальной психологии и ее взаимосвязь с прикладными социологическими исследованиями |
| 3. Уметь | |
| 3.1 | разрабатывать программу исследования |
| 3.2 | выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации, о возможных путях ее развития и последствиях |
| 3.3 | проводить социально-психологический эксперимент |
| 3.4 | обобщать, интерпретировать полученные результаты, прогнозировать развитие событий |
| 3.5 | проводить социометрический и стратометрический анализ группы |
| 3.6 | свободно дискутировать по проблемам современной социальной психологии |
| 3.7 | анализировать литературу по проблемам социальной психологии и подготовить письменную работу (реферат, курсовую) |
| 3.8 | анализировать социальные ситуации с позиции социально-психологической теории на макро- и микроуровнях, а также с позиции третьего подхода при определении предмета социальной психологии |
| 3.9 | применять знания, полученные при изучении курса, в процессе социологических исследований и практической профессиональной деятельности |
| 4. Иметь опыт | |
| 4.1 | разработки программы теоретического социально-психологического исследования |
| 4.2 | разработки программы прикладного социально-психологического исследования |
Окончание таблицы
| 4.3 | проведения социально-психологического эксперимента |
| 4.4 | анализа социальных ситуаций и прогнозирования развития событий на основе социально-психологической теории |
| 4.5 | участия в семинарах и дискуссиях по проблемам социальной психологии |
| 4.6 | анализа социально-психологической литературы |
| 4.7 | написания письменных работ по проблемам социальной психологии |
| 4.8 | проведения социально-психологических тренингов |
| 4.9 | проведения психодрамы и социодрамы |
| 4.10 | социометрического анализа группы |
| 4.11 | проведение тестирования |
| 4.12 | применения анализа документов (и других социологических методов) в социально-психологических исследованиях и экспериментах |
| 4.13 | применения методов социально-психологического исследования в социологических опросах и экспериментах |
| 4.14 | применения полученных знаний в социологических исследованиях, в процессе производственной практики и практической профессиональной деятельности |