2.4. Социально-психологическая адаптация личности

Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Ее можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать свое отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения.

Среди разнообразия понимания адаптации как социально-психологического процесса можно выделить следующие подходы: адаптация как приспособление, адаптация как удовлетворенность, адаптация как функция развития личности. Первый подход сводит адаптацию к реакции на раздражающее воздействие и рассматривается на уровне упрощенной бихевиористской схемы "стимул — реакция"; второй подход напрямую связывает адаптацию с потребностной сферой человека; третий подход рассматривает адаптацию в структуре внутреннего стремения человека как неотъемлемую функцию. Некоторые авторы, пишущие об адаптации, напрямую соотносят адаптацию с процессом перевода общественных ценностей в ценности личные; другие полагают, что в процессе адаптации человек реализует только те устремления, которые у него уже есть. Есть обобщающий эти взгляды подход, который предполагает в процессе адаптации наличие субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности продуктивно, без внешних и внутренних конфликтов, осуществить профессиональную и жизненную деятельность, удовлетворяя при этом свои "социогенные потребности". В целом в исследованиях по адаптации в настоящее время наметилась интеграционная фаза, стягивающая известные концепции в единую теорию адаптаций.

Философская проблема адаптации заключается в том, чтобы представить совокупность всех аспектов в интегральной целостности человеческого бытия и сознания в непрерывно-непре-дельных процессах при общей тенденции к завершенности на отдельных жизненных этапах общества, группы, человека. При этом принимается положение, что при наступлении относительной адаптированности, процесс адаптации может быть "свернут", приобретая потенциальную форму вплоть до следующей жизненной ситуации, требующей нового адаптационного усилия человека.

Главная особенность жизненного процесса адаптации у человека состоит в том, что адаптация возникает, как правило, как вынужденный процесс, источник которого находится вне человека. Дестабилизирующие факторы или проблемная социально-психологическая ситуация нарушают социальную устойчивость, вызывают психическое напряжение, поэтому адаптационный процесс традиционно связывают также с потребностями самосохранения, обеспечения основной деятельности, приведения себя к норме общего развития в балансе личностного и общественного.

В структуру социальной адаптации входят такие компоненты как субъекты (индивиды, адаптанты), факторы (комплекс условий и обстоятельств — политических, правовых, экономических, социально-исторических, культурных, психологических, медико-биологических) и объекты (фрагменты реальности, имеющие непосредственное отношение к субъекту и процессу адаптации). Динамический аспект адаптационного процесса (адаптогенез) предполагает рассмотрение его пространственно-временных характеристик. При этом предлагаются разделения этапов адаптации по качественным основаниям; например, разделение на такие этапы: 1) уравновешивание (как стадию взаимной терпимости индивида и среды); 2) псевдоадаптацию (как стадию, сочетающую внешнюю приспособленность к обстановке с внутренне отрицательным отношением к ее требованиям и нормам отношения); 3) приноровление (как признание основных ценностей новой ситуации, связанное со взаимными уступками); 4) уподобление (как результат психологического переориентирования индивида, выраженный в трансформации прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией). Существует и другое разделение, где этапы названы так: ориентировочный (ознакомление со средой), оценочный (интенсивная критическая и отборочная деятельность) и совместимости (преодоление разобщенности вплоть до свободного ориентирования в новой социокультурной среде).

Интересное для социальной психологии наблюдение сделано социологом Л.В. Корель, которое предполагает, что при большом количестве социально и психологически значимых изменений у индивида первый этап может проходить в виде социального и даже психологического шока, а после стадии мобилизации адаптивных резервов будет формироваться "ответ на вызов среды". Если же "социальный шок" не сможет запустить процессы мобилизации, то это вынудит индивида к поиску глубинных адаптивно-эволюционных механизмов, что в определенной среде не всегда приведет к благоприятному адаптивному исходу.

В противовес динамическому аспекту адаптационного процесса выделяется аспект его устойчивости и инертности. Объяснение этому парадоксу адаптации может быть дано такое: относительная стабильность и инертность процесса адаптации связана с происходящей в ее рамках глубокой модификацией системы ценностей, которая сама по себе есть достаточно устойчивый компонент личностной структуры человека. В психологическом смысле основой стабилизации считают мотивационно-волевые процессы, протекающие в направлении реализации значимых для субъекта адаптации целей.

Механизмом социальной адаптации считается последовательность: "потребности — актуализация потребностей — удовлетворение потребностей — возвышение потребностей". В общем адаптационный процесс развивается между актуализированными и удовлетворенными потребностями. Считается, что именно в этой схеме отражается тактика социально-психологического развития личности. Но в психологии известно разделение потребностей на уровни; сообразно этому делению адаптация тоже может быть уровневой: поведенческой и ментальной. Между ними существует безусловная связь и в то же время они могут быть совершенно автономными. Адаптация может начинаться как на поведенческом, так и на ментальном уровнях, они могут протекать симметрично или асимметрично.

Типологию поведения человека в ситуации адаптации по степени вовлеченности человека в процесс адаптации разные исследователи представляют по-разному. Ч. Моррис предложил рассматривать "пассивную" (ведомость факторами среды), "самостоятельную" (независимость от факторов, но умение подавлять собственные импульсы) и "активную" (попытки изменить факторы более, чем самого себя) формы поведения человека. Р.Мертон предложил пять адаптивных технологий в зависимости от сочетания культурных целей и социально-одобряемых средств их достижения: это конформизм (согласие с целями общества и законными средствами их достижения), инновация (согласие с целями, но отвержение средств), ритуализм (изменение целей при использовании известных средств), ретреализм (полный отказ от целей и средств общества) и мятеж (отказ от целей и средств при одновременном привнесении новых целей и средств). В качестве психологической типологии такое разделение предлагает различать человека-адаптанта как маргинала (субъекта эмоционально напряженного, но ориентирующегося на психокультурные модели социального поведения), эгоцентриста (социально и психологически автономного субъекта), дефензива (субъекта, утратившего интерес к психокультурным нормам жизни), инфантила (полностью отказавшегося от самостоятельности и функционирующего в рамках социальной стереотипии субъекта), харизматика (компенсирующего недостатки нового социокультурного фона манипулятивным использованием своего психо-социального статуса).

В целом известные теории и концепции сообразно степени социально-психологической приемлемости процесса адаптации конкретного человека в обществе свидетельствуют об адекватной и неадакватной адаптации. Сложность и неоднозначность эффективности процесса адаптации для самого адаптанта также очевидны: не всегда адекватная с точки зрения общества адаптация может привести к удовлетворительным для самого субъета результатам. Выбор неадекватного вида адаптации может быть для субъекта вынужденным, при этом он может превратиться и в суррогатный (иллюзорный с точки зрения общества, например, использование в целях адаптации виртуальные миры алкоголизма, наркомании, сверхценных идей и т.п.). Социально-патологическое поведение субъекта адаптации может создать самому субъекту ложное ощущение освобождения от бремени непосильных для него новых социально-психологических условий.

В связи с изложенным можно представить направления социальной адаптации, которые могут иметь вид социально-психологического прогресса (инновации), идеоадатации (конформизм) социально-психологического регресса (деградации) и ухода от действительности (эскейпизма). Любое из этих направлений может считаться успешным с точки зрения удовлетворенности субъекта адаптации, но только социально-психологический прогресс принят как общественно-адекватный процесс, обеспечивающий воспроизводство социальной структуры, ее непрерывное качественное и количественное развитие, а также развитие субъектов социальной адаптации.

 

Литература к разделу

 

· Абульханова-Славская К.А.

Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1991.

· Бобнева М.И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.

· Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии. — Новосибирск: СО РАН, 1997.

· Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. — Саратов, 1991.

· Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван, 1988.

· Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.

· Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. — Новосибирск: Наука, 2002.

· Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 1984.

· Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. — Барнаул, 1984.

Добавить комментарий