2.3. Социализация личности

Термин социализация впервые был использован в середине ХХ века в европейской, а затем и в американской социологической науке для представления совокупности сложных, многомерных и часто противоречивых процессов взаимодействия социальной среды и социального индивида. В настоящее время  социализация чаще всего осознается как форма развития личности, которая более всего обусловлена адаптационными процессами и механизмами при обязательном условии передачи культурных образов от одного поколения другому.

Идея социализации человека еще старше, так как она попала в центр внимания благодаря размышлениям над соотношением социального порядка и человеческой природы в работах О. Конта (1798-1857, Франция), Г. Спенсера (1820-1903, Англия),

Э. Дюркгейма (1858-1917, Франция) и других известных ученых. В отечественной науке исследования процессов социализации также имеют давнюю историю и разбросаны по различным наукам и дисциплинам: ею интересовались философы В. Соловьев (1853-1900), П. Флоренский (1882-193), С. Булгаков (1871-1944), Н. Бердяев (1874-1948), С. Франк (1877-1950), а также психологи П. Блонский (1884-1981), Л. Выготский (1896-1934), А. Леонтьев (1903-1979). Современный подход к проблеме социализации представлен тремя направлениями: общей теорией социализации, психологическим и социально-психологическим аспектами социализации. В настоящее время в науке  складывается мнение о необходимости объединения всех направлений в единую междисциплинарную теорию.

Единого определения понятия "социализация" в науке до сих пор не существует. Со времен 60-х гг. ХХ века в отечественной социальной психологии чаще других использовалось определение социализации как процесса усвоения человеком социальных норм и ценностей при его вхождении в социальную среду. Позднее появилось понимание социализации как двустороннего процесса не только усвоения, но и активного воспроизводства личностью социального опыта. Работы последних лет вообще представляют процесс социализации как "канву", на которой формируется феноменальная ценностная конструкция личности.

Содержательно понятие социализации опирается на представление об "автономной личности", данное еще И. Кантом, С. Кьеркегором, А. Бергсоном, которые рассматривали автономию как абсолютную ценность человека. Не все ученые, занимавшиеся социализацией, эту идею поддерживали: например, М. Вебер считал необходимым акцентировать в человеческом сознании умение дать себе отчет о смысле собственной деятельности; Н. Бердяев предложил автономию человека не рассматривать отдельно от необходимости ее оправдания в богочеловечестве; Ж.-П. Сартр и А. Камю акцентировали в автономии представление "Я" как творца вещей. Психологические трактовки добавили в понимание человеческой автономии дихотомию "свобода — безопасность" в реализации жизненных возможностей конкретным социальным индивидом (А. Адлер, Э. Фромм) и представление о потребности в самоактуализации человека как личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Новейшие подходы к социализации предлагают рассматривать ее как процесс ограничения и создания "частичной личности" в обществе, за пределами которой остается независимая основа индивидуальности (Ю. Хабермас).

Понимание сути процесса социализации теоретически опирается на представление о природе "человеческого" в человеке (в частности, этничности, культурной специфичности, историчности этой природы) и на понимание того, что любое общество функционирует на основе сознательного противопоставления человеком внешнего и внутреннего миров. При этом, многие исследователи социализации подчеркивали невозможность полного контроля человеком всех контекстов воспринимаемых культурно-бытийных уровней и предлагали в рамках социализации рассматривать уместность программ самопознания при наличии возможности формирования социокультурных контекстов.

Наиболее обоснованными представлениями о социализации в настоящее время считаются представления, разработанные на базе известных в психологии теорий личности: психоаналитические (З. Фрейд, Э. Эриксон), когнитивные (Ж. Пиаже, А. Валлон, Л. Кольберг), бихевиористские (Д. Уотсон, Б. Скинер, А. Бандура), гуманистические (А. Маслоу), деятельностные (П. Блонский, Л. Выготский, А. Леонтьев). Кроме того, существует несколько теорий социализации, которые рассматривают процесс формирования "Я" посредством взаимодействия с другими людьми: теория "зеркального Я" Ч. Кули и теория "генерализованного другого" Д. Мида. Но для социальной психологии каждая из них отдельно не может считаться достаточной, поскольку представляет человека частично и, чаще всего, не учитывает или недостаточно учитывает влияние расширенного социального и интегративного цивилизационного контекста.

В целом, социализация может быть представлена как процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека. Сейчас наука предлагает рассматривать процесс социализации в четырех стадиях и двух фазах: дотрудовая фаза включает: 1) раннюю социализацию от рождения до поступления в школу; 2) обучение от поступления в школу до момента получения профессионального образования; трудовая фаза включает: 3) социальную зрелость; 4) завершение жизненного цикла с момента прекращения трудовой деятельности. Эти стадии примерно повторяют известную возрастную периодизацию человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.

Общепринято, что социализация как процесс наиболее активно протекает в детстве и юности, но не уходит совсем, продолжаясь с большей или меньшей интенсивностью по необходимости в течение всей жизни. При этом существует также мнение, что социализация в детстве и взрослая социализация имеют существенные различия, поскольку интерактивная составляющая процесса социализации направлена прежде всего на взаимодействие поколений, на передачу опыта от "старших к младшим", опосредованную массовыми коммуникациями. Общение со сверстниками как фактор социализации тоже всегда присутствует, способствуя вхождению человека в общество, поэтому социализация взрослых пользуется преимущественно социальными связями человека с людьми своего класса, общественного слоя, профессии. Взрослая социализация  в отличие от детской социализации всегда рассматривается в более широком контексте развития личности как готовность к переходу в новые ситуации социального развития.

В современной науке выделяют три сферы социализации, в которых преимущественно протекает процесс становления личности: деятельность, общение и самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. С точки зрения "деятельности" в процессе социализации происходит постоянное расширение "каталога" деятельностей, в каждой из которых необходимо совершаются: 1) ориентировка в социальных связях, присущих каждому виду деятельности через посредство личностных смыслов (это личностный выбор деятельности); 2) центрирование вокруг главной деятельности всех других деятельностных форм; 3) освоение новых ролей в ходе реализации главной деятельности и осмысление значимости ролей. С точки зрения "общения" в процессе социализации происходит неизбежное умножение и углубление контактов, предполагается потребность перехода от монологического к диалогическому общению, возрастание умения ориентироваться на партнера и все более точное его восприятие. Развитие самосознания личности в общем виде означает становление устойчивого и целостного образа "Я" у человека и первым влияющим фактором в этом процессе называют воздействие многочисленных социальных влияний при включении человека в разнообразные социальные группы (имеет значение и количество групп и их качественные характеристики). Этот "Я" — образ в социальной психологии чаще всего рассматривают в единстве трех составляющих: познавательной (знание себя), эмоциональной (оценка себя), поведенческой (отношение к себе).

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется непосредственно или через группу сообразно нормам, ценностям и знакам. Конкретные группы для социального индивида могут выступать трансляторами социального опыта и тогда их называют институтами социализации. На ранних этапах такими институтами становятся семья, детские дошкольные учреждения, школа. В старшем возрасте на первом месте оказывается трудовой коллектив. В семье важными агентами социализации становятся не просто конкретные мать и отец, но также социальная роль "родители", которая зачастую определяется общественным мнением как представление о хорошем или плохом родителе; агентом социализации может считаться и "образ жизни семьи", где вновь общество может предложить свои нормы, накладываемые на воспитательный, экономический, хозяйственно-бытовой уклады семьи. В школе важнейшей фигурой становится учитель с функциями педагога, наставника, преподавателя. Его роль тоже так или иначе нормируется и может задавать как позитивную направленность жизнедеятельности в школьной социализации (развитие познавательной активности, самостоятельности, помощь в формировании личности и т.п.), так и отрицательную направленность при неумелом выполнении своей социальной роли.

Проблема социализации для общества заключается в том, что этот процесс может иметь обратное развитие в процессе десоциализации и девиантной социализации. К тому же понятие нормы социализации довольно расплывчато: что надо считать нормальной, благополучной социализацией для человека? Более или менее выраженные отклонения в процессе социализации возможны всегда, но не все отклонения (и не для любого человека) приводят к таким явлениям как девиация (отклонение поведения от социальной нормы) и деструктивное, асоциальное поведение. В случае аномальной социализации возможно ощущение человеком специфического дискомфорта, например, престижной или статусной неудовлетворенности (такое часто происходит, когда человек не имеет достаточного общения или занят не удовлетворяющей его деятельностью). Нарушение адекватной социализации, что может быть обусловлено разными причинами, называют десоциализацией; при этом у индивида часто наблюдаются инфантильность, социальная незрелость, возможен негативизм, асоциальное и даже преступное поведение. В случае десоциализации требуются дополнительные усилия как самой социализирующейся личности, так и ее окружения для восстановления нормального статуса личности, переориентации и включения в новые виды деятельности, создание значимых отношений и нейтрализация негативных десоциализирующих влияний.

 

Литература к разделу

· Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001. — Гл. 16.

· Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1995.

· Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. — М., 1996.

· Кон И.С. Открытие "Я". — М., 1978.

· Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.

· Москаленко В.В. Социализация личности: философский аспект. — Киев, 1987.

· Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994.

· Свенцицкий А.Л. Социальная психология. — М., 2003. —  Гл. 5.

· Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1984.

Добавить комментарий