2. 2. Проблема личности в социальной психологии

Для описания социально-психологических качеств личности и механизмов социальной детерминированности поведения личности в исследованиях используют такие понятия, как "социальный статус", "социальная роль", "социально-психологические мотивы", "социальная установка".

Социальный статус представлен в социально-психологи-ческих исследованиях как некая позиция личности в рамках и по отношению к социальной системе общества. Статус в любом обществе неизменно определяет не только место человека в обществе, но и его значимость, важность для общества. Иногда в качестве синонима понятия статус используют понятие "социальный престиж" личности, хотя это не вполне одно и то же, поскольку престиж как некая мера возникает в пределах относительной иерархии всеми признанной шкалы "социального достоинства" (ценности как реальной стоимости личности в условиях рыночных отношений). Другое понимание статуса определено привязкой личности к некой социальной страте, когда уже не сам человек, но его принадлежность к определенному общественному слою будет определять его статус.

В социальной психологии наиболее трудным моментом в "статусной" проблемной сфере считается возможность и опасность для личности иметь противоречивый статус. Такая ситуация может возникнуть вследствие неравномерного развития общественных отношений в так называемые кризисные или переходные с точки зрения политико-экономической определенности исторические эпохи (например, статус человека с хорошим образованием может быть подорван статусом низкооплачиваемости полученной профессии). Согласованность общественных статусов личности принято называть "статусной кристаллизацией", с которой в современном обществе чаще всего  соотносятся факторы образовательного и профессионального престижа, а также удовлетворенность человека своим доходом и национальной принадлежностью (эти факторы выделены в социальных исследованиях). Считается, что неудовлетворенность личности своим статусом хотя бы по одному из названных параметров способствует проявлению социальных чувств "недовольства", что может побудить к активности в направлении изменения системы стратификации в обществе (парадоксальным примером такого положения вещей для нашего общества можно считать непристижность профессии учителя).

Социальная роль представлена, прежде всего, как социальная функция личности в системе межличностных отношений или как социально определяемый набор атрибутов и ожиданий общества в отношении некоторых социальных позиций в социально обусловленной индивидуальной деятельности (например, роль "учителя" или роль "родителя", если при этом воспроизводятся некоторые общепринятые образцы поведения).

Хорошо разработанные "теории ролей" существуют в рамках символического интеракционизма и в рамках функционального подхода. В символическом интеракционизме роль понимается как особая форма символического взаимодействия (чтобы был отец, должен быть сын; врач без больного тоже не существует и т.п.); считается, что ребенок знакомится с обществом посредством игрового копирования взрослых и принятия для себя некоего образца другого человека, каким он в данный момент не является, но хотел бы быть; взрослый строит и поддерживает исполнение социальной роли, опираясь на социально-одобряемый образец ролевого поведения. В символическом интеракционизме исследуются модификации и трансформации, которые часто возникают при неверной ролевой идентификации или ролевых противоречиях. В рамках функционального подхода в большей степени развивается социологическое представление о ролях, когда роль превращается по сути в понятие культурной и социальной нормы и рассматривается на фоне статичных предписанных ожиданий как унифицированная система; при этом может постулироваться жесткая детерминация ролевого поведения.

Противоречивость роли бывает связана с несовместимостью социальных ожиданий в отношении человека с точки зрения разных людей (например, функции учителя с точки зрения учеников, родителей и администрации могут быть совершенно различными). Также несовместимы могут быть две роли, которые предписаны одному человеку и должны выполняться им одновременно (например, женщина как мать и одновременно как учитель своего собственного ребенка). Противоречивость роли и ролей может породить "ролевой конфликт" как в сознании конкретной личности, так и в межличностном и даже групповом общении. Но из такого положения выход иногда осуществляется индивидуально с применением формального или неформального типа исполнения роли или с использованием некоторого ролевого дистанцирования (человек может быть сильно привязан к своей роли и переживать ее противоречия личностно, но он также может не слишком отождествлять себя со своими ролями, дистанцируясь от них на "безопасное" для себя психологическое расстояние). С социально-психологических позиций интересно разделение желания и умения личности играть определенную роль в обществе, что создает неповторимую личностную окраску, зависящую как от значимости конкретной роли для человека, так и от психологического умения "быть в роли", "носить маску".

Социальные мотивы в пространстве общения и деятельности выступают как побуждения к активности, как совокупность внешних или внутренних условий активности, или как осознаваемая причина поступков и конкретной деятельности активного субъекта. Они безусловно "направляют" личность к актуальной активности, а также создают "пространство поисковой активности" при ориентировочной социальной ситуации. Считается также, что личностная мотивация развивается при расширении круга деятельности, и именно она задает импульс материальной или духовной преобразовательной деятельности человека.

Потенциальными для человека мотивами чаще всего бывают присущие данному обществу объективные ценности, идеалы, интересы, которые он в случае интериоризации может принять как побудительные и тогда они могут стать актуальными, реально действующими мотивами; интериоризированные мотивы выполняют функции смыслообразовательных для личности мотивов, они же придают отражаемой в индивидуальном сознании человека действительности личностный смысл.

Социальная установка (или социальный аттитюд) представляет собой готовность или предрасположенность личности реагировать или действовать определенным образом, которая предопределена прошлым опытом или неосознаваемым состоянием готовности именно так реагировать и действовать, что также может быть обусловлено особенностью протекания психических процессов. Социальный аттитюд часто трактуется как субъективная ориентация индивида в социуме как члена группы или общества на те или иные ценности, предписывающие социально-приемлемые способы поведения посредством обязательности соблюдения социальных норм.

Исторически понятие установки было введено в научной оборот школой Д.Н.Узнадзе, где оно использовалось только с точки зрения устойчивости реагирования организма под влиянием простейших физиологических потребностей человека. Позже оно уже использовалось в изучении механизмов стабильного, устойчивого, целенаправленного характера протекания деятельности даже в условиях изменения социальной ситуации; при этом было обнаружено, что социальная установка может освобождать субъекта от необходимости принимать решение в стандартной ситуации, но она же может стать существенным инерционным фактором, приводящим к косности, и затрудняющей приспособление субъекта к новым условиям. При изучении социальных отношений точно также социальная установка оказалась связанной с устойчивым социальным поведением личности, с одной стороны, и она же обнаружила себя как помеха в ходе процессов социализации и социальной адаптации, с другой стороны.

Важность исследования установки в контексте социальной психологии оказалась связанной с тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. В современных исследованиях социальная установка чаще всего предстает как механизм, облегчающий процесс саморегуляции, или используется как инструмент прогнозирования возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. При этом содержание установки выявляется как объективный фактор деятельности, на который направлена установка (это может быть мотив, цель или условие деятельности). Сообразно этому установки разделяют на смысловые, целевые и операциональные. Смысловые установки проявляются в деятельности в виде личностного смысла, совмещающего мировоззрение, симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам, и в готовности проявлять ативное отношение к тому, что наделено личностным смыслом. Целевые установки возникают при условии значимости достижения цели, они определяют устойчивость в характере протекания деятельного процесса, а в случае прерывания деятельности их можно обнаружить в виде динамической тенденции к обязательному завершению. Операциональные установки имеют место в ходе решения задачи, что помогает деятелю учитывать условия наличной ситуации, вероятностно прогнозировать эти условия, опираясь на прошлый опыт проведения подобных ситуаций.

Формирование и изменение установок пытаются объяснить многие теории (особенно активно их изучали американские психологи): теория научения, теория когнитивного соответствия, теория баланса, теория когнитивного диссонанса. В теории научения рассматриваются установки как и другие привычки людей: информацию и чувства можно усваивать, имея обычный жизненный опыт; затем могут возникать естественные ассоциативные связи с подобными явлениями; можно просто копировать чужое поведение, иммитировать его как поощряемое и т.п. Теория когнитивного соответствия делает упор на осмысленность установки, при этом определено, что люди стремятся к осмысленности и согласованности своих знаний; пытаются привести в соответствие с собственной "психологикой" разнообразие мнений и ценностей, которые они разделяют посредством самоубеждения. Теория баланса предлагает рассматривать установки как динамичную среду, которая стремится к тому, чтобы не иметь негативных знаков; психологическим балансом считается ситуация, когда кто-то согласен с человеком, который ему нравится и не разделяет мнение того, кто не нравится; дисбаланс отношений связан с тем, что возникает несогласие с нравящимся человеком, тогда его пытаются переубедить или изменяют к нему общее отношение. Теория когнитивного диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением; диссонанс возникает как психическое напряжение, побуждая человека изменить свое поведение в соответствии с установками или изменить установки, если он не может отказаться от своих привычек. Западные исследователи провели множество исследовательских экспериментов и установили, что в разных случаях могут использоваться различные объяснительные схемы. Было обнаружено, что выбор объяснительной теории зависит также от того, является ли поведение, о котором идет речь, важным для человека или нет. От некоторых привычек легко можно отказаться, другие вырастают в ранг принципов и даже становятся частью действующей "Я-концепции".

В свете рассмотрения социальных установок важно представить концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Эта концепция была выдвинута В.А. Ядовым в 70-х годах. В рамках данной концепции представлена иерархическая структура потребностей, выстроенная в связи с включенностью личности в различные сферы деятельности и общения. Первичное включение осуществляется в ближайшее семейное окружение, далее — в контактные группы, в различные сферы трудовой и общественной деятельности, наконец, в целостную культурно-идеологическую систему общества. Активность личности в этих сферах определяется потребностью в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека. Низший уровень условий, в которых могут быть реализованы потребности личности, составляют "предметные ситуации" (быстро меняющаяся предметная среда обеспечивает необходимое качество жизнедеятельности); на слудующем уровне находятся "ситуации группового общения"; третий уровень обеспечивает более или менее устойчивая деятельность в определенной социальной сфере; последний уровень представлен общими социальными условиями жизнедеятельности человека (экономическими, политическими, культурными). Понимая эти уровни и условия удовлетворения потребностей как диспозиционную структуру личности, В.А. Ядов предположил, что поведение человека совместимо и сообразно диспозиционной системе, но может быть скорректировано личностью с помощью психической саморегуляции в зависимости от ведущей регулятивной цели (или приоритетного уровня). Концепция диспозиционной регуляции предложила общую объяснительную схему поведения личности в различных ситуациях. Общая ценность концепции состояла в том, что она представила социальные установки в широкой системе социальных связей личности.

Помимо формообразующих социальный характер личности социальных установок, статусов, ролей и мотивов для существования человека в обществе важны также его социально-перцептивные свойства. К ним относятся такие личностные качества как способность к "сочувствию — сопереживанию" другому человеку, способность к пониманию "другого", феномен "доверия", и "когнитивной сложности" личности. Кратко представим каждое явление.

Сочувствие представляется как способность к уподоблению эмоциональному состоянию другого человека; настоящее сочувствие связано с возникающим непроизвольно "заражением" эмоционально-чувственным тоном (непосредственное сочувствие) или с эмоциональной идентификацией на основе определенного уровня межличностных отношений (опосредованное сочувствие). Сопереживание (иначе, эмпатия) представляет собой способность постижения и отражения эмоционально-чувственного состояния другого человека; оно основано на механизмах проекции и подражания аффективным и моторным реакциям другого, иногда оно возникает как феномен отождествления с тем, кому сопереживают, но при этом у сопереживающего возникают не подобные чувства, а собственные чувства по отношению к переживаниям другого человека.

Способность к пониманию, а также способность к постижению смысла — так называют в социальном познании вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, которое субъективно ощущается как уверенность в адекватности воссозданных представлений по поводу содержания воздействия. Понимание не отождествляется со знанием или способностью человека усвоить и воспроизвести некоторые сведения, но оно всегда ощущается как ясно видимая осмысленность явления и без усмотрения логического каркаса причинно-следственных связей. В рамках социокультурного опыта человека возможно понимание на основании идентификации, проекции и социальной перцепции. Психологически понимание опирается на язык, т.е. на понимание слова, выражения, а также на адекватное восприятие жанра и стиля речи. Неправильное понимание присутствует в социальном познании как проблема неверных значений, искаженной лингвистической символики, отображения случайного элемента в понимающем сознании и некоторых других специфических проблемах.

Феномен доверия как социально-психологическое явление существует в индивидуальном сознании как определенная модальная диспозиция, основанная на интеграции ценностей личности относительно передаваемого ему какого-то конкретного содержания. Сущность доверия заключена в особого рода межличностных отношениях, в которых доверие существует в форме внутреннего состояния по отношению к людям вообще (доверие как доверчивость) и конкретным людям в частности (доверие как доверительность или уверенность в том, что другие могут разделить наши нормы и ценности). Основанием для доверия чаще всего является жизненный опыт каждого человека; источником психологического феномена доверия считается потребность человека в личностном общении, когда происходит "раскрытие души" как раскрытие или взаимораскрытие личностных смыслов одного человека для другого.

Феномен "когнитивной сложности" предстает как непосредственная проблема социальной личности; он соотносится с индивидуальными способностями социальной перцепции, со способностями к общению и взаимодействию с другими людьми, позволяет характеризовать человека через особенности мировосприятия и истолкования событий собственного жизненного пути. При этом осмысленное мировосприятие предстает как простое или сложное и ограниченное более или менее узкими рамками: простое мировосприятие преимущественно оперирует контрастными парами по типу "черное или белое" (например, оценки людей только как глупых или умных, честных или жуликов и т.п.); сложное мировосприятие допускает множество критериев для оценки вполне конкретных явлений, при этом социальность и другие люди воспринимаются во многих красках и подробностях. Когнитивная сложность отдельной личности имеет большое значение в системе межличностных отношений, в общении, когда люди выступают одновременно как субъекты и как объекты восприятия. Для группы важно соотношение "когнитивно простых" и "когнитивно сложных" людей среди ее членов. В ходе совместной деятельности  и общения взаимопонимание между ними может быть существенно затруднено.

Феномены интерсубъективного социального пространства — категории "направленность", "ценностная ориентация", а также общественное значение и личностный смысл групповых норм — раскрывают существование личности в социальном контексте, представляя качество и степень усвоения ею социального опыта и личностную реализацию в социальном пространстве, в реальном социальном окружении и конкретной группе. Рассмотрим эти феномены подробнее.

Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность в относительно независимых ситуациях. Направленность личности также включает в себя интересы, склонности и убеждения, в которых выражается мировоззрение человека.

Ценностные ориентации связаны с целостным самоощущением человека, с положительной или отрицательной значимостью для него явлений окружающего и внутреннего мира. Личность и ее ценности оформлены в "ценностную детерминацию", где обязательно представлены социокультурная сфера общества (традиции, обычаи и религиозно-культурный фон), которая присоединяется к человеку в процессе социализации. Ценностные представления общества в сознании человека проходят через процессы индивидуации и социокультурной идентификации и наполняются при этом тем, что принято называть "личностным смыслом". И в этом двойном означивании человеком самого себя ценностное поле культуры переплавляется в личностное "духовное поле" ценностей, благодаря которому человек приобретает уникальность, занимает свое место в обществе.

Ценностная детерминация сознания личности в виде структуры смысловых значимостей и идейных императивов развивается по законам исторической динамики культуры и цивилизации; она предлагает человеку специфические формы жизнедеятельности, наполненные знаковыми (осмысленными) общением и деятельностью.

Помимо ценностной детерминации сознания, человеку присуща нормативная детерминация. Она имеет своим источником нормативную базу общества и однозначно и жестко определяет поведение человека в рамках "стандартно нормальной" жизни в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Задается такая детерминация извне с помощью неких программных шаблонов, которые помещают человека в узкие бытийные рамки, но обеспечивают при этом более или менее целостную общественную организацию, обусловленную определенным уровнем социально-экономического развития общественных отношений.

Групповые нормы неизбежно формируются как следствие коммуникации и кооперации людей и каждый отдельный человек так или иначе (принимая или отвергая) соотносит себя с ними. На пути от нормативной детерминации к внутренне мотивированной ценностной детерминации (а эти детерминации представлены в социальной науке как качественно разные уровни осознанной позиции личности в обществе), человек очень часто может оказаться в ситуации "внутреннего разрыва" между сознательным волевым стремлением к какой-нибудь ценности и недостатком воли для ее достижения; эта ситуация провоцирует личностные диссонансы, рассогласования и в то же время создает напряжение поиска в сторону нравственного самосовершенствования в усилиях по интериоризации ценности.

Проблемы социально-психологического исследования личности в самом общем виде определяются интересом к взаимосвязи выделенных и рассмотренных в данном разделе аспектов в целостной личностной структуре в рамках формирующейся или сформированной "Я-концепции"; кроме того, часто рассматриваются проблемы возможностей человеческой личности на междисциплинарном пространстве, когда различные методологические приемы из разных наук направлены на исследование какой-то вполне определенной интегральной характеристики личности (например, психосоциальной устойчивости) или изучается на каком-то выделенном параметре связь биологического и социального в личности. Определенный интерес представляет новое направление исследования "жизненного пути" человека и характеристики жизненных стратегий личности на определенных этапах этого пути, на которых связь человека с группой и обществом осуществлена как смысложизненная связь.

Особенное прикладное значение в рамках исследований проблемы личности в социальной психологии имеет активно развиваемое в последнее время представление о социально-психологической компетентности.

Социально-психологическая компетентность понимается в социальной психологии как способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими ее людьми в системе межличностных отношений. В общей способности различают умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в ходе взаимодействия. Особую роль в развитии этой способности играет эмпатия и рефлексия, которые могут быть использованы в практике общения и взаимодействия.

 

Литература к разделу

 

· Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 2001. — Гл. 15-18.

· Абульханова К.А. Психология и сознание личности. — М.; Воронеж, 1999.

· Асмолов А.Г. Психология личности: — М.: Смысл, 2001.

· Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М., 2001.

· Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986.

· Картава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. — Тбилиси, 1987.

· Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М.: Ин-т психологии и педагогики, 1997.

· Кон И.С. Социология личности. — М., 1967.

· Психология развивающейся личности. — М., 1987.

· Свенцицкий А.Л. Социальная психология.- М., 2003. — Гл. 4-6.

· Социальная психология личности. — М., 1979.

· Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1984.

· Ядов В.А. Социальная идентификация личности. — М., 1994.

Добавить комментарий