2. 4. Общение и деятельность как феномены социального поведения

Общение и деятельность в человеческом сообществе есть главный предмет интереса социальной психологии, которая занимается исследованием закономерностей человеческого поведения в разнообразных группах и конкретных обществах. Но, прежде чем приступить к пониманию этих закономерностей, необходимо познакомиться с понятийным объемом феноменов "общения" и "деятельности" как таковых.

Понятие общение в психологической науке представлено двумя своими значениями: первое определено как "сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми", порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека; второе определено как "знаковое средство взаимодействия", направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образах партнера по общению. Оба определения непосредственно соединяют общение

и деятельность в жизненном пространстве человека. Поэтому, в целом, общение иногда называют "формой жизнедеятельности человека", которая имеет непосредственный социальный смысл и которая неизменно находится в рамках социокультурного индивидуального и общественного опыта. Понятие деятельность в психологической науке понимается как система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого возникает и воплощается в объекте психический образ и реализуется опосредованные этим образом отношения субъекта к предметной действительности.

Исследования общения в отечественной науке имеют давние традиции. В начале ХХ века В.М. Бехтерев проводил эксперименты в рамках общей психологии с целью изучения некоторых сторон общения; И.М. Сеченов подчеркивал важность изучения общения, указывая на связь с "моральными чувствами". Позже А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев рассматривали общение в онтогенезе как один из факторов развития личности, как важнейшую социальную деятельность человека и как специфическую человеческую потребность; при этом особенно выделялись взаимосвязи процесса общения с важнейшими психическими процессами человеческого организма и сознания.

Современные исследования феномена общения находятся в широком междисциплинарном пространстве, поскольку интересные разработки проблем общения имеются в философии, литературоведении, искусствознании, социологии и педагогике. Интерес к исследованию общения в психологической науке устойчив и постоянен, в последнее время в этом процессе наметились две актуальные тенденции: с одной стороны, исследования становятся все более прикладными (изучается специфика общения в самых разных группах и слоях общества или в межличностном пространстве при разных состояниях сознания у людей), с другой стороны, все больше исследований направлено на предельное обобщение особенностей знаково-символического контекста любого вида общения, при этом проводятся "археологические изыскания" ведущих архетипов и ритуально-обрядовых комплексов, формирующих сюжеты и сценарии поведения конкретного человека (или группы) в общении.

История изучения категории "деятельность" непосредственно связана с историей становления советской психологической науки, основывающейся на марксистско-ленинской методологии. Деятельность сразу же была представлена в неразрывном единстве с психикой, минуя известные идеи опосредования человеческой активности психологией сознания, изучавшей психику вне поведения (например, интроспективная психология, гештальтпсихология). Введение принципов развития и историзма в исследованиях деятельности неизменно предполагало понимание деятельности как движущей силы развития психического отражения. В качестве объяснительного принципа психики данная категория использовалась при изучении самых разных сторон психической реальности (познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, педагогической и мн.др.). Из категории деятельности были оформлены принципы: единства строения внешней и внутренней деятельности; интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта; планомерного формирования умственных действий; "ведущей деятельности" как основы периодизации развития психики.

Понимание сложного феномена общения невозможно без выделения и отдельного рассмотрения его аспектов: восприятия (перцепции), взаимодействия (интеракции) и обмена информацией (коммуникации).

Перцепцией в общении или социальной перцепцией называют процесс восприятия социальных объектов, среди которых могут быть как отдельные личности и группы, так и целые общности. В расширенном толковании под социальной перцепцией понимают не только восприятие, но и познание и понимание друг друга субъектами общения и установления на этой основе взаимопонимания. От социальной перцепции принято отделять межличностную перцепцию или восприятие отдельным человеком другого человека. Межличностная перцепция может быть направлена на самые разные стороны воспринимаемого субъекта, от его внешности и поведенческих особенностей до личностных качеств и мировоззрения. В социальной и межличностной перцепции формируется представление о социальном объекте или субъекте; специфическим и важным процессом в социальном познании становится учет ожиданий, желаний, намерений, а также прошлого опыта субъекта.

Содержание межличностного восприятия фиксируется интерпретацией поведения и мыслей человека (такое осуществляется, когда есть знание причин этого поведения или образа мыслей) и атрибуцией, приписыванием (когда в условиях полного незнания или дефицита знания истинных причин поведения и образа мыслей осуществляется наделение субъектов или объектов характеристиками на основе сходства с каким-то известным образцом или на основе анализа собственных мотивов). При восприятии фиксируются также известные эффекты "новизны" (формируется в значимом порядке предъявления информации), "ореола" (формируется как установка на восприятие при условии получения предварительной, значимой положительной или отрицательной информации) и "стереотипизации" (формируется как принятие сложившегося в обществе устойчивого образа какого-либо социального явления или социальной роли).

Взаимопонимание, которое также относится к сфере социального познания, рассматривается как сложное социально-психологическое явление на основании специфических процессов "взаимораскрытия", "взаимоуподобления", и "уверенности в адекватности", воссоздаваемых в рефлексии содержания и формы в понимающем сознании. Взаимопонимание осуществляется посредством таких механизмов как идентификация, эмпатия, рефлексия и взаиморефлексия; оно также непосредственно связано с уровнем самосознания рефлексирующих индивидов, при этом богатство представлений личности о самой себе определяет богатство представлений о другом человеке, а полнота раскрытия другого человека может помочь осознать собственный внутренний мир. Проблема точности межличностного восприятия — вечно актуальная тема для социальной психологии вообще (с точки зрения понимания причин трудностей и барьеров в общении) и для социальных психологов в частности (с точки зрения профессиональной социально-перцептивной компетентности).

Взаимодействие (интеракция) в структуре общения чаще всего связано с планированием и организацией совместной деятельности. В социальной психологии рассматривают в качестве основных следующие два типа взаимодействия: 1) "кооперация" или согласованное по многим основаниям взаимодействие в виде приспособления или ассоциации; 2) "конкуренция" или конфликтное в значимых факторах противодействие в виде оппозиции или диссоциации.

Для понимания социального взаимодействия в социальной и психологической науке разрабатывались  разнообразные теоретические модели. Среди наиболее известных и практически интересных часто называют: 1) теорию социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), которая предлагается как модель взаимодействия, где главное внимание исследователя должно быть обращено на важность поиска у каждого взаимодействующего субъекта доминирующих и мотивирующих факторов, которые побуждают человека реализовывать свои установки и потребности, развивая в отношении партнеров систему ориентаций и ожиданий при непосредственном стремлении к цели (общей или индивидуальной); 2) теорию социальной связи (Я. Щепаньский), которая предлагается как модель стадиального рассмотрения взаимодействия, при этом основное внимание обращено на необходимость присутствия таких стадий, как пространственный контакт (встреча), психический контакт (заинтересованность), социальный контакт (совместная деятельность) и в итоге развитие социального отношения как взаимной деятельностной структуры, сопряженной с общественной практикой; 3) теорию "транс-актной структуры" (Э. Берн), которая предлагает модель, реализованную как систему взаимодействия в схеме социальных ролей "родителя — взрослого — ребенка" с учетом специфического стиля каждой позиции, которая, к тому же, обладает некой своей стратегией взаимодействия при эффективном и неэффективном деятельностном контакте.

Как особенные и самостоятельные, могут быть представлены также концепция "символического интеракционизма"

(Дж. Г. Мид) и концепция "совместной деятельности" (Л.И. Уманский, А.Н. Леонтьев, А.И. Донцов и др.). Обе концепции разработаны как особое социально-психологическое направление, в котором активность человека взаимодействующего является принципиальным и решающим фактором, при этом в концепции "символического интеракционизма" акцент сделан на знаковой детерминированности ситуации взаимодействия, а в концепции "совместной деятельности" акцентируется степень и качество включенности каждого участника взаимодействия в общую деятельность.

Обмен информацией или коммуникативный процесс в общении определяется, главным образом, как передача или обмен данными (кибернетический подход). Однако человеческая коммуникация или психологический обмен данными (или обмен психологическими данными) включает в себя множество дополнительных аспектов и факторов, которые участвуют в обмене, облегчая или затрудняя этот процесс. Основной проблемой человеческой коммуникации считается не новизна (что актуально для теории информации), но значимость передаваемых сообщений как для того субъекта, который передает эти данные, так и для субъекта, который их принимает и воспринимает.

Такое видение коммуникации предполагает, что в процессе обмена информацией происходит некое психологическое воздействие одного партнера на другого, а эффективность определяется тем, насколько удалось это воздействие. К психологическим способам воздействия относят эффекты "заражения", "внушения", "убеждения", "подражания". Они в общении могут играть значительную и даже определяющую роль, при этом все исследователи подчеркивают связь подверженности этим явлениям конкретного человека с развитием его самосознания. Распространение информации в обществе происходит и через своеобразный фильтр "доверия — недоверия", который действует так, что достоверная информация может оказаться непринятой, а ложная может получить широкое распространение. Преодоление недоверия может осуществляться с помощью "фасцинации" или некоторого сопровождения (звукового фона, например), облегчающего восприятие и принятие информации.

С точки зрения используемых знаковых средств коммуникацию делят на вербальную (речевую) и невербальную (мимико-пантомимическую, пара- и экстралингвистическую). Вербальная коммуникация использует обычную человеческую речь в процессах говорения — слушания и в специфических ролях "говорящего" и "слушающего". Разговор может происходить со сменой ролей как диалог и без смены ролей как монолог. В качестве разновидностей иногда указывают такие виды речевого взаимодействия как полилог и монодиалог. В диалоге происходит развитие и уточнение информации, а также формируется смысловой контекст речевого взаимодействия, происходит познание и понимание другой личности; монолог просто представляет личность и ее ориентацию в отношении партнера по общению, — бывает речь личностно-ориентированная (высказывается собственное мнение, суждение) и социально-ориентированная (высказывается общее мнение, передается традиционное знание). В целом, коммуникативная проблематика в социальной психологии оформляется в актуальном представлении об эффективности речи, которая зависит от наличия или отсутствия коммуникативных речевых барьеров и от возможного сопротивления принятию информации.

Осмысливая отдельно деятельность как человеческую деятельность в социально-психологическом контексте, психологическая наука представляет ее неизменно в культурно-исторической обусловленности, в связи со значениями, фиксированными и закрепленными в орудиях труда, в понятиях языка, социальных ролях, в общественных ценностях и нормах. Субъективную деятельность представляют в следующих образах активности: ситуативной, обусловленной прошлым опытом, потребностями, установками; и надситуативной, обусловленной "поисковой активностью" и самосовершенствованием человека. Направленность и избирательность деятельности в личностном смысле (в значении деятельности "для меня") определяется целями, мотивами, настроениями, чувствами. Исходной формой деятельности в генетическом плане определена совместная деятельность, для которой изначально потребовалась протоформа общения для обеспечения наиболее полного взаимодействия.

Так, во взаимодополняющем единстве существуют феномены общения и деятельности, которых вместе связывает психологическая сверх-категория "отношения". При этом, тема общественных и межличностных отношений представлена в социальной психологии не вполне ясным образом. Установлено, что она принадлежит представлению о социальном контексте, с одной стороны, и структуре личности, с другой стороны. Между тем отношение личности к внешнему миру и отношение между личностями — это не просто связность со средой обитания и с себе подобными; но это именно человеческое отношение (специфически направленное и мотивированное). Отношение как категория всегда имеет некое содержание и форму в смысловой связке "личность — отношение — общество", при этом часто употребляются обобщенные выражения об отношениях как о плохих или хороших; говорят также об улучшении или ухудшении отношений. Попытки выделить структуру отношений в социальной психологии или систематизировать их тоже известны, но проблема отношений от этого не становится более ясной. Можно сказать, что она еще ждет своего осмысления как некоего единого механизма "вплетения" индивидуального в социальную ткань, хотя исследований по разного рода отношениям (общественным и межличностным) существует множество, есть исторические фундаментальные разработки проблемы отношений в психологии В.Н. Мясищева (1949 г.), а также существует понимание, что раскрытие и реализация отношений как общественных, так и межличностных происходит именно посредством общения и взаимодействия.

 

 

Литература к разделу

· Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.

· Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001. —

Гл. 4-7.

· Леонтьев А.А. Психология общения. — Тарту, 1977.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

· . Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987.

· Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. — Ростов-на-Дону, 1990.

 

Добавить комментарий