2.3. Исследовательские традиции, предмет и методы социальной психологии

Представляя исследовательские традиции социальной психологии, необходимо еще раз отметить кардинальное различие путей ее складывания в отечественной и зарубежной психологии. В то время как в России велась полемика, какой науке приписать вновь возникшую и актуальную для революционного общества дисциплину, — психологии или марксистско-ленинской теории, зарубежная социальная психология шла общими путями, характерными для развития психологической науки.

Вначале своего развития социальная психология активно включилась в экспериментирование, занялась внедрением своих идей и методов в систему производства и пропаганды (исследования Г. Мёде, Г. Олпорта, Э. Мейо, Г. Лассуэла). Позже в социальной психологии появились направления, связанные с общими психологическими течениями: бихевиоризмом, психоанализом, интеракционизмом, когнитивной психологией, предпринимались также шаги по теоретическому осмыслению накопленного в большом количестве эмпирического материала.

Бихевиоризм в социальной психологии оказался представлен двумя направлениями. Первое было сформировано на основе идей "промежуточных переменных" К. Халла и оформлено далее в теории "фрустрации-агрессии" Н. Миллера и Д. Докларда (на основании этого подхода разрабатывались также многочисленные модели диадического взаимодействия). Второе связано с доктриной рациональных "поведенческих технологий" Б. Скиннера. В социально-психологическом необихевиоризме как особенные были также приняты идеи "социального обмена" Д. Хоманса, поскольку они изначально опирались на идеи Б. Скиннера. Методологической особенностью этого направления в социальной психологии считается хорошо развитый лабораторный эксперимент и хорошо разработанные техники измерения. Однако большинство этих работ выполнялось на животных, а выводы делались и в отношении человека, что считается главной слабостью бихевиористического направления и практически исключает его из разряда серьезных исследований социальных групповых процессов. В качестве еще одного методологического обвинения бихевиоризма часто добавляется упрек в слабой разработке самого "социального контекста", при этом подчеркивается, что социальная психология предстает в бихевиоризме в наименее социальном виде.

Психоанализ не столь широко, как бихевиоризм, представлен в социально-психологической проблематике. Активным в этом плане можно считать только неофрейдизм (Э. Фромм и Дж. Салливан). Тем не менее, некоторые элементы психоаналитической теории З. Фрейда дали жизнь ряду социально-психологических теорий. Например, теория групповых процессов, разработчики которой пытаются рассмотреть традиционные психоаналитические проблемы индивидов применительно к группе (эти идеи реализованы в так называемых "Т-группах" или группах социально-перцептивного тренинга). На теорию и практику "рассеянного психоанализа" в группах опирается сравнительно новое направление в психологии — гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).

Когнитивная психология в социально-психологическом направлении рассматривает социальные проблемы человека с точки зрения познавательных процессов в контексте ментальности социального мира. Они представлены в теориях "когнитивного соответствия" (теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда), где опора на потребность в установлении баланса когнитивных структур постулируется в качестве фактора, мотивирующего поведение человека. При том, что каждая теория имеет свои особенности, общая идея у всех одна, — все поступки и действия человека совершаются ради построения "непротиворечивой картины мира". Уязвимое место этих теорий заключается в том, что абстрактное соответствие, достичь которого пытается индивид, скорее всего не связано с противоречиями реального мира, а конкретные человеческие проблемы общественно активного индивида там вообще не ставятся.

Интеракционизм в социальной психологии опирается на теорию "символического интеракционизма" Г. Мида, на некоторые идеи "теории ролей" и "теории референтных групп" (Р. Мертона и др.) и на идеи "теории социальной драматургии" (Э. Гофмана). Это направление интересует именно социальные детерминанты поведения человека, для чего использовано в качестве ключевого понятие "интеракция" (взаимодействие), которое призвано объяснить активное участие социальной среды в становлении личности человека. Однако проблемы социального контекста остаются нерешенными и здесь.

Каждая из представленных основных теоретических ориентаций социальной психологии вносит свой вклад в понимание социально-психологической специфики. Очевидно, что границы между многими теориями не очень жесткие. Для современной науки в целом характерен некоторый методологический эклектизм, поэтому современные социальные психологи предпочитают использовать ориентировочную методологию общетеоретических подходов, а частные методы использовать по необходимости, решая конкретную и реальную социально-психологическую задачу.

В современной социальной психологии принято выделять следующие общетеоретические подходы: социокультурный, эволюционный, феноменологический, социально-когнитивный. Они сложились в социально-психологических исследованиях самого разного образного эмпирического материала различными, уже известными другим наукам, методами. Дополнительно к ним как отдельное направление присоединяется теория социального научения. Рассмотрим кратко исследовательские особенности каждого подхода.

Социокультурный подход в качестве своего источника представляет основы, заложенные работой Э. Росса. Он определил социальную психологию как науку "о психических стадиях и течениях, которые возникают среди людей вследствии их связей", при этом непременно подчеркивал роль социального окружения в психических проявлениях отдельных индивидов, а также роль групповых факторов, приписываемых группе как целостности. В центре этого подхода всегда находится концепция культуры с единством ее составляющих: языка, обычаев, убеждений, знаний, принятых в определенном обществе; а в качестве специального направления рассматриваются культурные и социальные различия в поведении людей.

Эволюционный подход берет свое начало от другой работы, автор которой (В. Макдугалл), сообразно идее естественного отбора Ч. Дарвина, ищет корни социального поведения человека в его физиологической и психологической предрасположенности, определившей выживаемость биологического вида "человек". При этом наиболее приспособленные к социальной среде представлены как имеющие больше шансов к жизни и передаче своих адаптивных навыков следующим поколениям.

Феноменологический подход в социологии опирается на идеи К. Левина; при этом акцент делается не на окружающей среде, а на "точке зрения" индивида, на его уникальном или типичном строе сознания. Согласно этому подходу социальное поведение человека направляется его субъективной интерпретацией событий социального мира. Центральным объектом такого исследования считается представление об "индивидуальном жизненном пространстве", которое формируется в человеческом сознании всей суммой случившихся событий из прошлого и настоящего, а также суммой возможных событий из будущего так, как это ему представляется. Моделирующее воздействие на социальное поведение, по мнению К. Левина, обязательно оказывает мотивационная специфика конкретной личности.

Социально-когнитивный подход подчеркивает роль ментальных процессов в развитии социального опыта человека. Проблематика этого подхода всегда оказывается связанной с психическими процессами "ощущения", "восприятия", "интерпретации", а также "мнения — суждения" при определенном понимании событий окружающей социальной среды. Исследования последних лет в этом направлении акцентируют момент опосредованности интерпретации и понимания социальных событий прошлым опытом как самого субъекта, так и его группы, общества.

Особенно популярная в настоящее время в западной социальной психологии теория социального научения основывается на разработках исследователей социального поведения А. Бандуры и Р. Уолтерса. Они рассматривают социальное поведение тоже как продукт прошлого опыта, но помещают его в координаты опыта "поощрения — наказания". Развитие поведенческих форм эти исследователи считают связанным с социальным феноменом "подражания" (предполагается, что даже агрессии дети могут научиться, подражая); подчеркивается также роль убеждений, ожиданий, возможности выбора, самоподкрепления как важнейших факторов индивидуального поведения в социуме.

В целом о методологическом направлении зарубежной социальной психологии можно сказать, что оно складывалось в большей степени в философской методологической доктрине позитивизма. Сейчас это направление подвергается критическому пересмотру не только в европейской, но и в американской социальной психологии.

В русской науке из-за идеологических особенностей государственного управления в XX веке возникла катастрофическая для социальной психологии ситуация. В конце 20-х гг., когда социально-психологические исследования были практически полностью прекращены, научное осмысление социально-психологи-ческой проблематики переместилось частично в педагогическую (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, П.П. Блонский, А.С. Залужный, А.С. Макаренко, С.С. Моложавый и др.), частично в филологическую (Г. Шпет) и физиологическую (В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия,

И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.) предметность. Именно эти исследования стали опорой для возрождения отечественной социальной психологии в 60-х гг. XX века, когда были вновь представлены Б.Д. Парыгиным и В.Н. Мясищевым схемы исследовательских сфер социальной психологии. По Парыгину, социальная психология должна была включать в исследовательскую сферу следующие разделы: социальную психологию личности, социальную психологию общности и общения, психологию социальных отношений, психологию форм духовной деятельности; у В.Н. Мясищева предполагалось исследование вопросов влияния психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, исследование особенностей групп и психической стороны процессов в обществе.

Дискуссия о границах социальной психологии привели к определению четырех позиций ее положения относительно "материнских" наук: в интрадисциплинарном подходе выделены 1) социальная психология как часть социологии, 2) социальная психология как часть психологии; в интрадисциплинарном подходе выделены 3) социальная психология на стыке психологии и социологии как их часть с общей предметностью, 4) социальная психология на стыке психологии и социологии как их часть с "ничейной" предметностью. Это разграничение не решает проблемы границ, но показывает, что отличие социальной психологии от психологии и социологии связано, в некотором смысле, с "углом зрения", под которым образ человека (психологический взгяд) и образ общества (социологический взгляд) рассматриваются как проблема человека в обществе и общества в человеке. Такой взгляд позволил решение обоюдоважных исследовательских проблем родственных наук осуществлять как на уровне соположенных теоретических моделей, так и на уровне совмещения частных и специальных теорий.

Полемика о границах социальной психологии идет не только в отечественной науке, но и в западных исследованиях. В этой полемике постепенно складывается сфера собственных интересов социальной психологии — это сфера межличностного (интеперсонального) анализа с фиксацией на текущей социальной ситуации, в которой оказалась личность.

Цель современной социальной психологии заключается в изучении закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также в изучении психологических характеристик самих этих групп в конкретных социальных условиях и конкретных культурных традициях определенного общества.

Задачи современной отечественной социальной психологии определены необходимостью одновременного достраивания ею своей теоретической основы как целостной системы научного знания и выработки практических рекомендаций для разрешения насущных социально-психологических проблем конкретного общества при корректном и адекватном отношении к теориям зарубежной социальной психологии, поскольку они продиктованы потребностями и интересами других общественных систем.

Методологические принципы современной социальной психологии можно разделить на общефилософские и частные. Общефилософские принципы определены спецификой понимания природы человека и общества, а также соотношением и взаимоотношениями человека и общества; частные принципы реализуют общефилософские применительно к особенностям исследовательских объектов. Например, общетеоретический "принцип деятельностного опосредования" применяется в исследовании, если деятельность признается сущностью способа бытия человека и общества одновременно; при этом принцип непосредственно может быть соотнесен со специфическим объектом социальной психологии — группой — и тогда деятельность в группе понимается уже как совместная деятельность, субъект деятельности тоже возникает не как индивид, но как группа (коллективный субъект), а известные атрибуты субъекта деятельности (потребности, мотивы, цели) тоже рассматриваются как групповые атрибуты.

Методология конкретных исследований реализуется как совокупность методических приемов и частных методик, разработанных специально или заимствованных из общего методологического арсенала сообразно объекту и предмету, целям и задачам исследования. Среди известных частных методических приемов принято проводить разделение на методы сбора (наблюдение, эксперимент, опросы и тестирование, документальный анализ) и методы обработки информации (статистические и интерпретативные).

Основные требования к исследованию могут быть представлены следующими пунктами: 1) исследование всегда должно иметь дело с конкретным объектом, с обозримым объемом эмпирических данных, собранных средствами науки; 2) в исследовании дифференцированно разрешаются эмпирические (выделение фактов, поиск или разработка методов измерения), логические (установление связей между положениями, осуществление непротиворечивых выводов), теоретические (поиск причин, формулирование гипотез и выявление закономерности или законосообразности) и познавательные задачи; 3) для исследования характерно четкое разграничение между гипотетической и фактологи-ческой базой; используются процедуры проверки гипотез; 4) в исследовании задаются не только объяснительные, но и предсказательные целевые установки.

Проблема соотношения теории и эмпирического материала в социальной психологии сформирована многими причинами: самая значительная из них та, что объективная истинность исследования должна быть получена за счет субъективной истинности данных; но поскольку объем данных не всегда может считаться достаточным для предельного научного обобщения, а источником данных чаще всего бывает сам человек (испытуемый или исследователь), то и надежность таких данных зачастую бывает сомнительной. Другая причина этой проблемы состоит в том, что теоретическое обоснование также часто остается актуально не разрешимой проблемой, поскольку социальная психология теориями в строгом научном смысле не обладает, она лишь выстраивает хорошо организованные связи между положениями, ориентируясь на гипотезу и пользуясь своим полугуманитарным положением. Правильность организации связей проверяется возможностью включения в практику социальной психологии полученного на основе эмпирического материала теоретического обобщения. Общее затруднение возникает тогда, когда в исследовании фигурируют гуманитарные характеристики (не связанные позитивистскими условиями обязательной проверки чувственным опытом, прежде всего в эксперименте); они преодолеваются только расширением методологических рамок социально-психологического исследования в сторону применения методов гуманитарных наук феноменологического и герменевтического общефилософского направления.

 

Литература к разделу

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001. — Гл. 2.

2. Андреева Г.М.

Актуальные проблемы социальной психологии. — М., 1988.

3. Ломов Б.Ф.

Методологические проблемы психологии. — М., 1984.

4. Методология и методы в социальной психологии. — М., 1977.

5. Кэмбелл Д.

Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М., 1980.

 

Добавить комментарий