Память — сокровищница красноречия.
Марк Фабий Квинтилиан
Память сберегает для нас сокровища впечатлений, опытов, понятий, образов или картин.
А.И. Галич
На этапе мемории оратор осуществляет запоминание уже подготовленного текста речи.
Мемория — этап подготовки к произнесению речи, в том числе и с использованием специальных мнемонических приемов, направленных на облегчение и совершенствование процесса запоминания текстовой информации. Совокупность мнемонических приемов называют мнемотехникой, а само искусство составления, культивирования и применения мнемотехник, необходимых для рационального запоминания текста, — риторической мнемоникой[31].
Память — способность воспроизводить прошлое — считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена не только сохранением и воспроизводством "истины", но ее духовным измерением и осмыслением. В запоминании проявляются многообразные способности говорящего: воображение, внимание, сосредоточенность, умение концентрироваться, отбирать, систематизировать, удерживать и воспроизводить идеи [12, с. 157 — 158].
Проблема совершенствования процесса запоминания волновала не только античных теоретиков риторики. Она остается актуальной и спустя два тысячелетия.
Современная риторика, рассматривая мнемонические процессы, опирается на фундаментальные исследования физиологов, психологов, нейро- и психолингвистов (П.К. Анохина, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева
и др.), посвященные изучению деятельности мозга, физиологических основ памяти, процессов кодирования языка и декодирования речи, описанию видов памяти, процессов взаимодействия оперативной и долговременной памяти и т. п.
Риторику интересуют сегодня проблемы моделирования процесса произвольного запоминания, оптимального использования приемов, разработанных в рамках различных мнемотехник, а также сбои в работе мнемонического механизма [11, с. 217 — 225; 2, с. 151]. Последние обусловливают речевые недочеты мнемонического характера: нарушение лексической и синтаксической сочетаемости; местоименное дублирование члена предложения; тавтологию; пропуск компонентов высказывания; конструктивную перегруженность предложений. Таким образом, изучение процессов запоминания вписывается в контекст актуальных вопросов, связанных с повышением эффективности речевой коммуникации.
Мнемонический эффект может быть достигнут оратором только посредством комплексного взаимодействия целого ряда навыков мнемонической деятельности:
· внимания, которое является результатом концентрации — повышения способности к восприятию;
· наблюдательности, которая поддерживается созданием ассоциаций ("мостиков памяти"), т. е. демонстрирует возможности ассоциативного мышления человека;
· повторения [5, с. 35 — 37; 11, с. 222].
Повторение как средство, обеспечивающее запоминание, не должно применяться механически. Х. Леммерман дает следующие практические советы, направленные на оптимизацию навыков повторения [5, с. 37 — 38].
· Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (так как соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.
· При повторении делайте перерывы (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать материал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти. Экспериментальная психология показала, что часть заучиваемого материала забывается очень быстро, но затем забывание идет медленнее. Вывод: повторение начинайте раньше. И подумайте еще об одном: "Многие люди имеют плохую память только от того, что загружают свою память информацией в неподходящее время, когда утомлены" (Мюллер-Фрайенфельс).
· Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше сохраняются знания, которые объединяются новыми связями. Связывайте различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.
Память — особый дар, однако очевидно, что развитие мнемонических способностей и навыков требует от оратора определенных усилий и знания соответствующих мнемотехник.