Аналитические задания

1.Прочитайте текст выступления А.Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 года. проанализируйте концепцию данной речи: определите цель и задачи речи, предмет, тему и тезис речи, составьте портрет аудитории, к которой данная речь обращена.

Мои дорогие сограждане, матери, жены и сестры Ленинграда! Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжелые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом — в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием…

Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь…

Наши потомки отдадут должное каждой матери эпохи Отечественной войны, но с особой силой взоры их прикует ленинградская женщина, стоявшая во время бомбежки на крыше с багром и щипцами в руках, чтобы защитить город от огня; ленинградская дружинница, оказывающая помощь раненым среди горящих обломков здания…

Нет, город, взрастивший таких женщин, не может быть побежден. Мы, ленинградцы, переживаем тяжелые дни, но мы знаем, что вместе с нами — вся наша земля, все ее люди. Мы чувствуем их тревогу за нас, их любовь и помощь. Мы благодарны им, и мы обещаем, что мы будем все время стойки и мужественны (А. Ахматова).

2.Определите цель и задачи представленной речи, сформулируйте ее тему и тезис. В какой аудитории данное выступление будет наиболее эффективным (укажите предпочтительные типы аудитории)?

Господа! Вы, конечно, помните, что первая книга на языке эсперанто появилась в 1877 году. Автором ее был доктор Заменгоф- создатель этого международного языка. И вот мы собрались с вами по случаю выхода в свет "Полного иллюстрированного словаря на языке эсперанто". Он содержит 15 тысяч корней. Народы, говорящие на романских языках, даже не изучая современный вариант эсперанто, поймут 9 из 10 слов этого языка. Представители германских языков встретят 65 % знакомых слов, славянам будет понятно 25 % слов. Все это свидетельствует о том, что наш словарь послужит делу распространения эсперанто во всем мире, делу сплочения человечества (П.Коржавин). 

3.Прочитайте текст. Определите цель речи, ее вид и жанр. Сформулируйте тезис речи. Как вы считаете, на какой тип аудитории ориентирована данная речь? Составьте портрет этой аудитории.

Уважаемые гости и участники конференции!

Позвольте выразить приветственные слова по случаю открытия Международной научной конференции "Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве", которая в очередной раз проводится в стенах вашего университета.

Данный научный форум посвящен обсуждению знаковых проблем дальнейшего совершенствования системы образования, включая его классический лингвистический аспект.

Современный этап реформирования образования предусматривает расширение системы целевых ориентиров, акцентирует внимание на качественные характеристики языковой подготовки, в том числе и в сфере высшего образования. Исследовательская работа в этом направлении, проводимая нашим партнером по международному сотрудничеству, Пятигорским государственным лингвистическим университетом, актуальна и имеет огромные перспективы развития.

Проблематика нынешней конференции четко изображает дальновидность ваших научных планов. Здесь находят отражение исследования в русле коммуникативно-культурного подхода к языку, социально-стратифицированных аспектов речи, психолого-педагогических механизмов воздействия на речедеятеля, методических технологий (с использованием мультимедийных средств обучения). Кроме того, можно с очевидностью программировать повышенный интерес участников конференции к проблемам классической и неориторики, теории и практике вербальной и невербальной коммуникации.

Надеюсь, что данная международная научная конференция будет способствовать решению поставленных новым тысячелетием задач в сфере коммуникации, культуры, образования и воспитания (В.И. Михайленко, зам. председателя правительства Ставропольского края).

4.Прочитайте фрагменты выступлений и установите, кто является автором текста каждого из них: И.В.Сталин, С.И.Вавилов, В.В.Путин, М.М.Жванецкий. Определите вид представленных речей, а также тип (типы) аудитории, которой они адресованы.

а)   Уважаемые дамы и господа!

Потенциальная опасность дестабилизации международных отношений связана и с очевидным застоем в области разоружения.

Россия выступает за возобновление диалога по этому важнейшему вопросу. Важно сохранить устойчивость международно-правовой разоруженческой базы, при этом обеспечить преемственность процесса сокращения ядерных вооружений. <…>

Россия строго придерживается и намерена в дальнейшем придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия и многостороннего режима контроля за ракетными технологиями. Принципы, заложенные в этих документах, носят универсальный характер.

В этой связи хотел бы вспомнить, что в 80-е годы СССР и Соединенные Штаты подписали Договор о ликвидации целого класса ракет средней и малой дальности, но универсального характера этому документу придано не было. <…>

Сегодня хотел бы проинформировать вас о том, что нами подготовлен проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. В ближайшее время он будет направлен партнерам в качестве официального предложения. Давайте работать над этим вместе.

б) ….Вспоминаю однажды: где-то под Одессой мы ехали. Боже мой, красной кровью покрыта дорога, и машины там мотаются… Оказывается, какой-то самосвал вез помидоры, все рассыпалось, и на этих помидорах — танец "Жигулей". Ты можешь представить: все в крови и машины "ж-ж-жи"…

…Или: едет машина и впереди одеяло. Вместо лобового стекла. В одеяле дыра, а в ней страшное красное лицо, обветренное… Это значит — камни, щебенка из-под колес грузовика и в стекла. И столько легковушек с разбитыми лбами. И появляются машины с одеялами, с фанерой… Это — наши дороги…

в) "Холодный свет", или люминесценция, — новая область техники, развившаяся за последнее время. Однако сам факт существования холодного света совсем не нов, некоторые случаи такого света были известны и описывались еще древними греками, например Аристотелем, им занимались в XVI, XVII, XVIII вв. такие ученые, как Галилей, Бойль, Ньютон, русские академики Эйлер и Петров и многие другие ученые в прошлом и настоящем столетии. Вместе с тем только недавно "холодный свет" прочно и широко вошел в технику, гражданскую и военную, и вызвал большой интерес не только со стороны специалистов. Как всегда бывало и, вероятно, будет в истории науки, явления, казавшиеся ранее просто курьезами природы, которыми занимались ученые чудаки в университетах и академиях, вдруг приобретают практическую важность, и "чудачество" становится очень серьезным делом…

г) Народы Советского Союза видят теперь, что германский фашизм неукротим в своей бешеной злобе и ненависти к нашей Родине, обеспечившей всем трудящимся свободный труд и благосостояние. Народы Советского Союза должны подняться на защиту своих прав, своей земли против врага.

Красная Армия, Красный Флот и все граждане Советского Союза должны отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу.

Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, пулеметов, орудий, патронов, снарядов, самолетов, организовать охрану заводов, электростанций, телефонной и телеграфной связи, наладить местную противовоздушную оборону.

Мы должны организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие нашим истребительным батальонам. 

5.Вставьте в обращение нужное слово, указывающее, какой аудитории речь адресована. Предложите другие варианты обращений к данной аудитории.

Дорогие…!

Марк Твен шутливо называл воспитание "коллективной защитой взрослых от молодежи". Я считаю, что взрослые и молодежь должны коллективно защищаться от невежества, потому что знания — это наше будущее. Когда человек мало знает, ему приходится всему верить. Аблагодаря знаниям он становится независимым, уверенным в себе и свободным.

Только дважды в жизни для каждого из нас дата 1 сентября приобретает особое значение. Сначала — когда ты нарядный, с цветами в руках, идешь в первый класс. Второй раз — когда ты, уже чувствуя себя студентом, впервые приходишь на занятия в аудиторию вуза (Спичрайтер, 2007).

6.Составьте портрет аудитории, перед которой состоялись следующие выступления. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает наиболее важной? [8]

а) Дамы и господа! Прежде чем я решился выступить перед вами, я спросил себя, не покажется ли странным и дерзким, что филистер, выражаясь на студенческом жаргоне, предстанет перед студентами, чтобы поучать их, достигших известной высоты образования, которая не доступна нашей братии. Но, с другой стороны, я не мог не сознаться, что в данном случае речь идет о вопросе, в котором я, возможно, более сведущ, чем некоторые из студентов, и поэтому было бы вполне уместным прочесть этот доклад. Я не мечтаю покорить вас сразу и сделать настоящими социал-демократами. Конечно, я был бы рад, если бы мне удалось убедить большую часть из вас в справедливости социал-демократических идей и в необходимости осуществления социал-демократического идеала. Но гораздо важнее для меня убедить вас в необходимости заняться социалистическим движением и социализмом вообще, отвлечься от узкого круга занятий студента, оглядеться и понять, что то, что вам чаще всего говорили о социализме и социал-демократии, основано в очень большой степени на преувеличении, непонимании и незнании движения или же на злонамеренности…  (А. Бебель).

б) Я назвал бы его Наполеоном, но Наполеон пришел к власти ценой вероломства и через море крови. Он же ни разу не нарушил своего слова. Я назвал бы его Кромвелем, но Кромвель был только солдат, и государство, им основанное, ушло вместе с ним в могилу. Я назвал бы его Вашингтоном, но великий виргинец держал рабов. Этот же человек скорее поставил бы на карту судьбы империи, чем допустил работорговлю. Сегодня вы читаете историю, ослепленные предрассудками. Через 50 лет, когда восторжествует правда, <…> муза истории напоит перо солнечным сиянием и напишет на голубом просторе над нами имя солдата, государственного деятеля и мученика — Туссена-Лувертюра (У. Филлипс). 

в) В жизни любому человеку, где бы он ни находился и ни работал, предоставлена буквально безграничная возможность приносить людям добро. Помочь старику перейти в опасном месте шумную автомагистраль, пропустить вперед в очереди женщину с ребенком или инвалида, уступить им место в транспорте, подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сказать сердечное слово ободрения удрученному товарищу, заслонить от наскоков уличного хулигана девушку, сходить в аптеку за лекарством для занемогшего соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в чьем-то несчастье — поистине нет числа случаям, предоставляемым нашим пестрым и разнообразным бытием, когда один человек может и должен оказать услугу другому! Главное — не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей помощи: ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами. Как ни скромно сделанное вами доброе дело, оно оставит приятный след прежде всего в собственной вашей душе и принесет вам ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения (В. Ткаченко).

г) Дорогие товарищи!.. Так называемая сильная рука всегда готова зловеще прирасти к рыхлому телу слабой экономики. Если нет экономики, то демократия всегда под угрозой. Недемократичность экономики объясняется прежде всего культом личности, который у нас никогда не прекращался, — культом личности государства… Документ, зачитанный здесь от имени нашего многострадального крестьянства, — это крик самой земли, насилуемой бесконечными противоречащими друг другу постановлениями, как ей, земле, надлежит жить, что она, земля, должна делать, а чего не должна. Культ личности государства отрицательно сказался и на промышленности, давно ставшей не только долгостроем, а вечностроем счастливого будущего… Мостовики добавляют в строительный раствор соли, чтобы раствор схватился. Но если в спешке кладут слишком много соли, то она затем разъедает железную арматуру. Наша экономика похожа на такой пересоленный, разъедаемый коррозией мост, чьи бесконечные ремонты переросли стоимость самого моста. Отраслевые министерства похожи на раздутые ремстройконторы, а Госплан похож иногда на гигантское ателье по мелкому ремонту платья голого короля (Е. Евтушенко).

7.Прочитайте фрагменты поздравительных речей. Определите, каким профессиональным группам они адресованы. Ответ обоснуйте.

а) Восточный крестьянин, прорывший первый арык для орошения хлопка, и наместник египетского фараона, повелевший отвести воды Нила на плантацию риса, руководствовались житейской необходимостью. Методы ирригации и мелиорации проходили длительную проверку жизнью, прежде чем сложился научный подход к этой деятельности. Но теперь вы можете гордиться достигнутым. Поздравляю вас с профессиональным праздником!  (Спичрайтер, 2007)

б) Экономические и социальные реформы всегда сопряжены с ломкой устоев и традиций, с появлением новых прав и свобод. Но при этом растет и преступность. А это значит, что на ваши плечи ложится дополнительная ответственность.

Один из самых перспективных способов борьбы с преступностью- ее предупреждение. Для этого исполнительная власть России и регионов разрабатывает и реализует специальные комплексные программы, в которых предусмотрены совместные со всеми органами государственной и муниципальной власти мероприятия (Спичрайтер, 2007). 

в) Птичьи гнезда и муравейники, лисьи норы и хатки бобра, воздушный замок под водой, построенный паучком… Все это образцы удивительной архитектуры, достойные подражания. Немецкие строители собора в Ульме увековечили в камне воробья, у которого научились проносить через узкое отверстие длинные балки. У вас замечательная профессия (Спичрайтер, 2007). 

г) А ведь бывает, к сожалению, что рыбные богатства хищнически истребляются. Вот представьте себе, что пушкинская старуха в качестве первого желания попросила бы золотую рыбку приготовить ей деликатесную закуску из "даров моря". Ясное дело, из чувства солидарности морская волшебница отказалась бы выполнить каприз, не дожидаясь второй и третьей просьбы. <…>

К сожалению, драгоценная океанская фауна уничтожается повсюду тревожными темпами во ублажение человеческого чревоугодия. <…> Будем помнить об этом и бережно относиться к нашим рыбным богатствам! (Спичрайтер, 2007). 

д) В силу давно сложившегося жизненного уклада ребенок практически весь период своего позднего детства и отрочества преимущественно проводит не в стенах родного дома, а в школе. Там и проходит существенная часть воспитательного процесса, поэтому вы берете на себя и огромную воспитательную роль, служите примером для подражания (Спичрайтер, 2007). 

е) Цивилизация сегодня немыслима без опер и балетов, написанных русскими композиторами. Обычный перечень выдающихся певцов, танцовщиков, исполнителей занял бы немало времени. Фигуры Федора Шаляпина, Анны Павловой, Святослава Рихтера, Майи Плисецкой стали символами своей эпохи. Дягилевские сезоны в Париже перевернули представления о балете. Классический танец оставлял надежду на возрождение русской культуры, зажатой рамками социалистического реализма (Спичрайтер, 2007).

8.В приведенном фрагменте текста вычлените тезис, который должен обосновать герой рассказа. Какой уловкой пользуется персонаж текста? Проанализируйте причины его речевого поведения.

— Ну-с…Расскажи нам, что тебе известно о Вятской губернии.

— Вятская губерния, — сказал Челноков, — отличается своими размерами. Это одна из самых больших губерний России… По своей площади она занимает место, равное… Мексике и штату Виргиния… Мексика — одна из самых богатых и плодородных стран Америки, населенная мексиканцами, которые ведут стычки и битвы с гверильясами. Последние иногда входят в соглашение с индейскими племенами шавниев и гуронов, и горе тому мексиканцу, который…

— Постой, — сказал учитель, выглядывая из-за журнала. — Где ты в Вятской губернии нашел индейцев?

— Не в Вятской губернии, а в Мексике.

— А Мексика где?

— В Америке.

— А Вятская губерния?

— В… Рос…сии.

— Так ты мне о Вятской губернии и говори.

— Кгм! Почва Вятской губернии имеет мало чернозему, климат там суровый, и потому хлебопашество идет с трудом. Рожь, пшеница и овес — вот что главным образом может произрастать в этой почве. Тут мы не встретим ни кактусов, ни алоэ, ни цепких лиан, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу, которую с трудом одолевает томагавк отважного пионера Дальнего Запада, который смело пробирается вперед под немолчные крики обезьян, разноцветных попугаев, оглашающих воздух…

— Одного из них я слышу. К сожалению, о Вятской губернии он ничего не рассказывает (А. Аверченко).

9.Проанализируйте фрагмент совещания о поставках российского газа на Украину (29 декабря 2005 г., Ново-Огарево) с позиции актуализации в нем основного тезиса: "Добиться договоренностей с украинской стороной и подписать контракт о поставках российского газа Украине". Удается ли участникам диалога держать тезис?

В. Путин:  <…> Мы должны понимать, в каких реалиях и в условиях каких реалий мы живем. Все-таки мне хотелось бы услышать российскую сторону. Договорились окончательно — контракт будет подписан или нет?

В. Христенко: Владимир Владимирович, у нас в работе три документа: два контракта (контракт на транзит, контракт на поставку газа) и межправительственный протокол, который на 2006 год их обеспечивает.

На сегодняшний день единственная цифра, которая у сторон не вызывает сомнений, — это объем возможного транзита газа в Европу. Эта цифра — не менее 110 миллиардов кубических метров. По остальным цифрам, как по объему поставки, так и по ценам, стороны пока к согласию не пришли.

В. Путин: Меня-то в данном случае прежде всего беспокоят поставки газа на Украину. Я нисколько не сомневаюсь, что и российская сторона и украинская находятся на таком уровне ответственности, что не будут препятствовать получению российских энергоносителей западными потребителями, но в данном случае мне бы хотелось, конечно, услышать более оптимистический ответ по поводу поставок газа именно на Украину, именно для украинских потребителей. Я так понимаю, что окончательной договоренности до сих пор нет.  

10.Прочитайте текст. Что нового вы узнали о Дне влюбленных?  Определите цель и вид речи, вычлените тезис речи. Если бы вы захотели поздравить с этим праздником близкого человека, какую информацию текста вы включили бы в свое поздравление?

День святого Валентина. День всех влюбленных /14 февраля

Этот день считается днем влюбленных, праздником романтической любви, днем признаний и свободного проявления чувств.

Согласно обычаю в этот день даже самые робкие и нерешительные люди могут объясниться в любви. Не обязательно делать признания вслух — День святого Валентина имеет свою символику подарков.

По сути этот праздник продолжает традиции языческих праздников плодородия, когда становились дозволенными свободные отношения между полами. На Руси, например, таким праздником была ночь Ивана Купалы. Поэтому день 14 февраля связан именно с неформальными отношениями влюбленности.

В христианской Европе борьба с пережитками язычества сопровождалась попытками объединить языческие праздники и христианскую традицию. Так в истории Дня всех влюбленных появился святой Валентин. Одна из легенд о нем гласит, что этот древнеримский епископ небольшой христианской общины жил в III веке нашей эры. Он взял под свое особое покровительство юные пары: мирил поссорившихся, старался способствовать удачным бракам по взаимной склонности.

Кроме того, он, вопреки запрету римских властей, венчал легионеров, которым было запрещено вступать во время 30-летней службы в законный брак. За это его посадили в тюрьму, там он влюбился в слепую дочь тюремщика, исцелил ее, но в конце концов 14 февраля был казнен.

Перед смертью он оставил возлюбленной прощальную записку и подписался: "Твой Валентин". Отсюда и пошла традиция сочинять 14февраля любимым "валентинки", подписанные именно так (Спичрайтер, 2007).

11.Проанализируйте концепцию приведенного ниже речевого произведения: определите его цель и задачи, предмет речи, сформулируйте проблему и основной тезис. К какому виду речи можно отнести данный текст? К какой аудитории, по вашему мнению, обращается ученый? Как вы понимаете название текста? Интересуют ли, с вашей точки зрения, современную молодежь проблемы, которые поднимает автор? 

Искусство ошибаться

Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы "признанных", выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

Но дело не в этом. Больше всего меня восхищает, как "конькобежец" (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.

Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, "все погибло", — это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае (Д. Лихачев).

Добавить комментарий