2. Тропы и фигуры

Одним из основных качеств речи является красота ее выражения. Именно это свойство речи послужило основанием для создания теории фигур и тропов — учения о принципах и приемах фигурального выражения.

Как отмечает Ю.М. Лотман, термин "фигура" был впервые употреблен Анаксименом из Лампаска (IV в. до н. э.) [10, с. 409]. Первым же использовать фигуры в своей речевой практике стал Горгий из Леонтии, знаменитый ритор и софист, поэтому долгое время фигуры назывались "горгианскими" [13, с. 390].

Классическая риторика создала разветвленную классификацию фигур. При этом древнегреческая риторика рассматривала тропы в составе фигур. Проблема классификации фигур разрабатывалась Аристотелем, ученики которого (в особенности Деметрий Фалерский) ввели разделение на "фигуры речи" и "фигуры мысли".

Цицерон в трактате "Об ораторе" дает развернутую классификацию фигур: он выделяет фигуры мысли и фигуры речи. Далее в римской риторике было осуществлено обособление тропов из системы фигур, в частности из "фигур мысли". Так, уже Квинтилиан под тропом понимал такое изменение значения слова, при котором происходит обогащение этого значения. "Фигуры речи" подразделялись, по Квинтилиану, на фигуры, основанные на форме речи (грамматические фигуры), и фигуры, основанные на принципах размещения слов.

В дальнейшем система фигур неоднократно рассматривалась средневековыми авторами, а также теоретиками эпохи классицизма. Средневековая риторика вообще мыслилась как наука о фигурах и тропах. Однако в этот период не так много было добавлено к теоретическому наследию античности.

Классификацией тропов и фигур занимался и М.В. Ломоносов.

В части II "О украшении"  "Краткого руководства к красноречию" он выделял тропы речений и тропы предложений, а также фигуры речений и фигуры предложений.

Проблема классификации тропов и фигур до сих пор остается актуальной, что нашло отражение в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей: Ж. Дюбуа и представителей Льежского университета, Ю.М. Скребнева, Т.Г. Хазагерова, Ц. Тодорова, А.К. Михальской, М.Л. Гаспарова, Г.Г. Хазагерова и Е.Е. Корниловой, Ч. Далецкого, Е.В. Клюева, В.П. Москвина. Столь длительное решение вопроса классификации средств выразительности обусловлено прежде всего многомерностью такого феномена, как авторская картина мира, в рамках которой  фигуральное отражение действительности часто приобретает характер окказионального: субъективное восприятие мира доминирует над универсальным. Эта явная тенденция требует постоянного переосмысления оснований и принципов классификации.

Из современных классификаций наиболее перспективными представляются классификации средств выразительности по соответствующим каждому из них процедурам преобразования плана выражения и плана содержания. Рассмотрим наиболее распространенную классификацию тропов и фигур, исходящую из положения о том, что первые предполагают вариации значений, а вторые — вариации структур.

ТРОПЫ — это слова или обороты, употребленные в переносном значении. При этом, как отмечает А.К. Михальская, для риторики важны "не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют образность, не утратив своей двуплановости (для образа нужно одновременное присутствие двух значений — прямого и переносного — в сознании говорящего и адресата), а следовательно, не лишились выразительности (экспрессивности)" [12, с. 213].

Исследователи (Р. Якобсон, Ж. Дюбуа и представители Льежской школы, Дж. Лакофф и М. Джонсон, Х. Перельман, Ю.М. Лотман, А.К. Михальская, Н.Д. Арутюнова, Ж. Женетт и др.), занимающиеся изучением природы тропов в разных аспектах, исходят из следующих общих постулатов.

· Переносы значений с одного предмета на другой отражают ход познавательной деятельности человека. Тропы выступают средством познания мира и освоения его мыслью и словом.

· Тропы отражают субъективный взгляд человека на мир, выражают его оценки и эмоции.

· Образ, являющийся результатом актуализации тропа, обладает смысловой емкостью, позволяющей кратко передать достаточно сложное содержание.

· Тропы наглядны, зримы, что обеспечивает их запоминаемость адресатом.

Следует обратить внимание на утверждение Ю.М. Лотмана: "Существуют культурные эпохи, целиком или в значительной мере ориентированные на тропы, которые становятся обязательным признаком всякой художественной речи, а в неко­торых, предельных случаях — всякой речи вообще… В качестве эпох, ориентированных на троп, можно назвать мифопоэтический период, средневековье, барокко, романтизм, символизм и авангард" [10, с. 410] .

Переносные значения могут формироваться на основе следующих явлений: сходства (метафора), смежности явлений (метонимия), сопоставления части и целого (синекдоха), тождества (перифраза), контраста (антифразис), преувеличения (гипербола), преуменьшения (литота).

Метафора — троп, основанный на переносе наименования с одного предмета на другой на основании сходства признаков. Это одно из самых мощных риторических средств воздействия.

Метафоры — неотъемлемый компонент художественной речи. Например: желтая кисточка свечи; золото волос; стеклянные капли; твоих волос стеклянный дым; или Я свистну — и ко мне послушно, робко / Вползет окровавленное злодейство, / И руку будет мне лизать, и в очи / Смотреть, в них знак моей читая воли (А. Пушкин).

Метафоры хорошо запоминаются, откладываются в нашей долговременной памяти, а затем используются для украшения речи. Широко известны такие политические метафоры, как железный занавес, акула капитализма, империя зла, отец народов, строительство новой жизни, отец перестройки и т. п.

Авторы знаменитой книги "Метафоры, которыми мы живем" Дж. Лакофф и М. Джонсон отмечают, что способность понимать опыт с помощью метафоры — это как одно из чувств, как видение, осязание или слух. Ученые высоко оценивают значение метафоры как способа отражения действительности, считая их феноменами, обеспечивающими понимание. По мнению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, сегодня мы живем такими метафорами, как время — это деньги, любовь — это путешествие и проблемы — это загадки [8].

Рассматривая проблему метафоры, хотелось бы остановиться и на таком приеме, как антаподозис, который представляет собой разновидность развернутого сравнения — отношения между одной парой объектов сравниваются с отношениями между другой парой. Отношения сходства, лежащие в основе этого приема, объединяют его с метафорой: Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв, и упадает бессильная ярость (Н. Гоголь).  

Антаподозисы охотно применяют в психотерапии, в нейролингвистическом программировании. Рассмотрим ситуацию: больной отказывается принимать лекарства, замечая в их назначении доказательство своей психической ущербности. Врач убеждает его следующим образом: Корабль вашего здоровья сел на мель. Его надо взять на буксир, снять с мели, а потом, когда у него под килем будет свободная вода, он поплывет сам. Лекарства — это буксир, свободная вода — это время, а возможность плыть самому — это восстановившиеся адаптационные возможности.

Метонимия — троп, образованный путем переноса наименования с одного предмета на другой на основании смежности признаков. Например: Вся деревня его уважает; В этом сезоне Париж предлагает длинные юбки; Белый Дом бомбил Ирак; Автобусы бастуют; Я восхищаюсь этим трудолюбивым городом. Этот троп, как и метафора, выступает мощным средством риторического воздействия. 

Синекдоха — разновидность метонимии, часто описывается и как самостоятельный троп, основанный на сопоставлении целого и части. Например: Шляпа углубилась в чтение газеты; По потолку затопали сапоги; Пуще всего, береги копейку (ср. деньги); Нам нужны новые лица.

Перифразис (перифраза) — описательный оборот, образуемый для замены того или иного слова: корабль пустыни (верблюд), хозяин тайги (медведь). Называя один и тот же объект, можно выделить разные его признаки (ср. санитар леса и серый душегуб). Одно и то же действие можно назвать и покорением природы и грубым вмешательством в экологию. Посредством перифразы можно обозначить предмет по одному, а иногда и по целому ряду характерных для него признаков.

Перифрастические определения нередко используют сегодня в рекламных девизах и слоганах. Например: Твикс — сладкая парочка; Баунти — райское наслаждение (реклама). Очевидно, что в основе перифразы как приема лежат метафорические и метонимические отношения.

Антифразис (антифраза) — употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией; это прием двусмысленной речи, когда мы говорим противоположное тому, что думаем. Например: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение лисы к ослу). Крейсеры англичан показались в  1811 году в Белом море с набожным

намерением разграбить Соловецкий монастырь. Антифразис может быть проявлением иронии. Антифразис — концентрированное, "точечное" применение иронии, когда штраф называется подарком, а скупость — щедростью.

Гипербола — троп речи, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преувеличении свойств, размеров, возможностей изображенного объекта, процесса или явления. Например: быстрее молнии; Сто лет с ним не виделись; Товарищ-профессор! Снимите очки-велосипед (В. Маяковский); Самым разумным было бы сжечь всю нефть и забросать ее плутонием, закатать сверху цементом (Я. Ростовский).

Литота — троп, представляющий нарочитое преуменьшение свойств или размеров объекта, процесса или явления. Например: мальчик с пальчик; в двух шагах отсюда; Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки… (Н. Гоголь).

В системе средств выразительности важное место отводится вопросу. Выделяют два основных вида вопросов: гипофору

— вопрос, обращенный к самому оратору, и собственно риторический вопрос — вопрос,

ответ на который прямо не предполагается. Рассмотрим пример: О чем это говорит? Либо о том, что Чубайс не имел возможности выступить с публичным заявлением такого рода, либо о том, что он не имел ничего против оскорбившего инвесторов закона… Следовательно, есть о чем призадуматься иностранным инвесторам: известный реформатор, "архитектор реформ", не смог ничего предпринять против принятия закона. Как же теперь поверить такой стране?[28]

В данном фрагменте первый вопрос — гипофора, второй вопрос — риторический, который выступает в качестве грамматического тропа.

Грамматические тропы, или так называемые аллеотеты, основаны на использовании грамматической формы в несвойственном ей значении. Так, в примере выше форма вопроса выражает утверждение.

К аллеотетам относится и использование формы множественного числа в значении единственного либо, напротив, форм единственного числа в значении множественного (в собирательном значении): Швед, русский колет, рубит, режет… (М. Лермонтов); Птица в болотах, по рекам — налим… (Б. Пастернак).

К грамматическим тропам относятся формы настоящего времени в значении прошедшего (настоящего исторического), повелительного наклонения в значении сослагательного: Иду я месяц назад по Парижу; Не поскупись он тогда, сейчас бы его бизнес процветал.

К аллеотетам близка и грамматическая антитеза — разновидность антитезы, характеризуемая тем, что ее компоненты являются словоформами одной лексемы и противопоставлены лишь грамматическими значениями (лицо, время, вид и т.д.): О, будьте уверены, что Колумб был счастлив не тогда, когда он открыл Америку, а когда открывал ее (Ф. Достоевский).

ФИГУРЫ — обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего.

Выделяют фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки, фонетические и графические фигуры [18; 4].

1. Фигуры прибавления

представляют собой повторы различных морфем, служебных слов, полнозначных слов, синтаксических позиций, расположенные как произвольно, так и симметрично. Фигуры прибавления передают стабильный эмоциональный настрой, независимо от того, положительно или отрицательно он окрашен, демонстрируют сильные чувства, нередко уверенность говорящего.

Анафора — повтор слов и словосочетаний в началах смежных отрезков речи. Яркие примеры анафоры находим в поэтических произведениях: Полюбил богатый — бедную, / Полюбил ученый — глупую, / Полюбил румяный — бледную, / Полюбил хороший — вредную… (М. Цветаева).

Эффективна анафора и в рекламных текстах: Подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите себе частицу французского шарма (реклама). Здесь передается настойчивость рекламодателя, но она не успевает стать навязчивой и производит впечатление искреннего совета.

Стоит отметить, что анафора довольно часто встречается в речах политических деятелей. Например: В критических ситуациях народ России проявил свои самые лучшие патриотические, гражданские качества. И когда боролся за территориальную целостность, за единство страны. И когда упорным трудом создавал основы для роста экономического потенциала России (В. Путин. Инаугурационная речь).

Здесь анафора способствует демонстрации чувства гордости прошлым и создает ощущение уверенности в будущем.

Эпифора — повторы слов и словосочетаний в концах смежных отрезков речи. Например: В Германии везде чисто — на улицах чисто, в парках чисто, в офисах чисто… (рассказ путешественника).

Эпифора фиксирует внимание на следствии, отражает некую неизбежность и поэтому реже, чем анафора, бывает окрашена в светлые тона. Вспомним классическую фольклорную эпифору: Налево пойдешь — сам пропадешь, направо пойдешь — с конем пропадешь.

Стык (анадиплозис) — повторы слов на границах смежных отрезков внутри предложения, т. е. в конце одной синтагмы, а затем в начале следующей: Только у нас, у нас и больше нигде… (реклама).

Эта фигура изображает некоторую замедленность течения событий, а также подчеркивает причинно-следственную обусловленность. Например: Повалился он на холодный снег, / На холодный снег, словно сосенка, / Словно сосенка во сыром бору… (М. Лермонтов).

Кольцо — отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается. Например: Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии (Э. Геллнер).

Хиазм — перестановка двух повторяющихся речевых компонентов. Например: Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить. Хиазм часто усиливается антитезой. В приведенном примере наблюдается изменение синтаксических связей, что усиливает противопоставление частей. Но возможно и практически зеркальное расположение частей хиазма: Плачут, богу молятся, не жалея слез: крокодил не ловится, не растет кокос. Крокодил не ловится, не растет кокос, плачут, богу молятся, не жалея слез (песня из к/ф "Бриллиантовая рука").  

Гомеология — морфемный повтор, состоящий в нагнетании однокоренных или одноструктурных слов: СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон! (реклама) 

Синтаксический параллелизм — повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях. Например: Это мы сами добились высоких темпов развития нашей экономики. Преодолели непростое идеологическое противостояние и сейчас становимся, постепенно становимся, единой нацией. Это мы сами остановили агрессию международного терроризма. Избавили страну от реальной угрозы распада (В. Путин. Инаугурационная речь).

Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой: …Сильный губернатор — большие права, слабый губернатор — никаких прав; публичный политик — республика известна в стране, непубличный политик — о ней никто не знает (В. Рыжков).

2. Фигуры убавления основаны, напротив, на пропуске каких-либо речевых единиц. Эти фигуры придают речи энергичность, создают впечатление того, что говорящий готов перейти от слов к делу.

Эллипсис — пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно сказуемого: Кто куда, а я в сбербанк! (реклама).

Зевгма — вид эллипсиса, представляющий собой ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых есть главный член предложения, а в других он опущен. Например: Совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель — бизнесом, чиновник — искусством бюрократии, ученый — наукой.

Апосиопезис — внезапный обрыв высказывания, которое остается незавершенным: Власть же стольких своих обещаний не выполнила…

3. Фигуры размещения и перестановки основаны на нарушении привычного порядка следования элементов. Такие фигуры демонстрируют состояние нестабильности, изменение настроения из-за только что полученной информации.

Инверсия — нарушение обычного (нейтрального) порядка слов. Чаще всего связана с актуальным членением предложения, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию: …Историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории (М. Мертес).

Парцелляция — расчленение исходного высказывания на два интонационно обособленных отрезка. Например: На хлебозавод "Урожай" пришел новый директор. Третий за год. Здесь парцелляция сочетается с инверсией.

Парентеза — расчленение исходного высказывания на две части с помещением между ними вставки: Я полагаю — и неоднократно заявлял об этом в прессе, — что недопоступление средств (исполнение доходов за первое полугодие… составило примерно 90 %) во многом связано с недополучением доходов от приватизации (С. Бурков). В этом примере две парентезы: одна выделена при помощи тире, другая — посредством скобок.  

4. Фонетические фигуры: аллитерация (повтор согласных звуков: миллион мелочей) и ассонанс (повтор гласных звуков: лето — море, солнце…). Часто обе фигуры употребляются одновременно: Ты и "Крипт" — жизнь кипит; "Шик и шарм" — вы сногсшибательны (реклама). 

5. Графические фигуры: палиндром (фигура, имеющая одинаковое прочтение слева направо и справа налево, например, дом мод) и акростих (фигура, у которой первые буквы каждой из стихотворных строк образуют какое-либо слово).

В ряду выразительных средств необходимо рассмотреть явления амплификации. Амплификация — совокупность различных изобразительных средств, связанных с увеличением протяженности текста (синонимов, сравнений, эпитетов, однородных членов и т. п.) в целях экспрессивного усиления мысли. Разновидности амплификации — плеоназм

(избыточность выражения, состоящая в нагнетании синонимов в целях интенсификации смысла), антитеза

(высказывание, содержащее противопоставление), коррекция (конструкция, в которой ставится под сомнение только что утвержденное, а затем оно утверждается с большей силой), градация (расположение частей высказывания в порядке нарастания или убывания какого-либо признака).  

Добавить комментарий