Основные формально-логические законы

Основные формально-логические законы

Первый закон логики — закон тождества — гласит: "Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание". Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.

Следующий логический закон — закон противоречия: "Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными". По мнению исследователей, впервые этот закон был сформулирован Аристотелем. Закон противоречия он считал основным принципом мышления.

Против непоследовательности в наших рассуждениях направлен и закон исключенного третьего. Он гласит: "Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно". Этот закон, как и предыдущий, был сформулирован Аристотелем. Латинская формулировка этого закона звучит так: "Третьего не дано" (tertium non datur).

Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но также и доказательным. Этого требует закон достаточного основания: "Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана". Этот закон был сформулирован немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующего принципа: "Все существующее имеет достаточное основание для своего существования".

Закон достаточного основания отражает важнейшую особенность окружающего мира: в природе и обществе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Ни одно явление не может произойти, если оно не подготовлено предшествующим развитием.

Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности наших мыслей. Обоснованность высказываний — важнейшее требование, предъявляемое к речи.

Формально-логические законы — это законы правильного мышления, соблюдение которых делает рассуждения ясными, четкими, последовательными и непротиворечивыми, обоснованными и доказательными.

Рассмотрим пример доказательства:

"Раздосадованный Рутилов сказал:

— Ты, Арнольд Борисыч, и не будешь никогда быком, потому что ты — форменная свинья.

— Врешь, — угрюмо сказал Передонов.

— Нет, не вру, и могу доказать, — злорадно сказал Рутилов.

— Докажи, — потребовал Передонов.

— Погоди, докажу, — с тем же злорадством в голосе ответил Рутилов. Оба замолчали… Вдруг Рутилов сказал:

— Арнольд Борисыч, а у тебя есть пятачок?

— Есть, да тебе не дам, — злобно ответил Передонов. Рутилов захохотал.

— Как есть у тебя пятачок, так как же ты не свинья! — крикнул он радостно" (Ф. Сологуб. Мелкий бес).

Здесь тезисом является утверждение "Арнольд Борисыч — свинья"; аргументы: "У свиньи есть пятачок", "У Арнольда Борисыча есть пятачок". В качестве демонстрации использована дедуктивная форма умозаключения, называемая силлогизмом.

Что касается видов доказательства, то различают доказательства прямые и косвенные.

При прямом доказательстве

тезис обосновывается аргументами  без помощи дополнительных построений. Например: Данное учебное заведение действительно является крупнейшим университетом нашего города. Именно в этом вузе преподают многие известные  ученые города, высокий процент выпускников этого вуза составляет коммерческую и научную элиту Новосибирска. Материально-техническая база университета впечатляет: лаборатории, оснащенные современным оборудованием, обилие компьютерных классов, богатейшая библиотека, фонды которой постоянно пополняются, новый спорткомплекс и т. п.

Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения — антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса. Например: Мне довелось недавно услышать мнение, что данное учебное заведение не соответствует статусу университета. Действительно, сегодня нелегкие времена переживают некоторые вузы… Однако в результате последней государственной аттестации этого вуза в очередной раз подтвердилось, что именно в этих стенах преподают многие известные ученые города, высокий процент выпускников этого вуза составляет коммерческую и научную элиту Новосибирска. Материально-технической базе этого учебного заведения могли бы позавидовать другие вузы: лаборатории, оснащенные современным оборудованием, обилие компьютерных классов, богатейшая библиотека, фонды которой постоянно пополняются, новый спорткомплекс и т.п. Безусловно, эти объективные характеристики позволяют считать данное учебное заведение университетом.

 

Этапы аргументации 

1. Определите тему речи.

2. Сформулируйте основной тезис речи.

3. Осуществите процедуру тематического деления тезиса на соответствующие подтезисы.

4. Подберите аргументы (как рациональные, так и иррациональные) в поддержку каждого из образовавшихся подтезисов и приведите их в систему, т. е. оформите в структуре основной части необходимые микротемы.

5. В случае косвенного доказательства опровергните антитезис путем выстраивания системы аргументов в защиту истинности тезиса.

6. Сделайте вывод. 

Добавить комментарий