Основные формально-логические законы
Первый закон логики — закон тождества — гласит: "Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание". Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.
Следующий логический закон — закон противоречия: "Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными". По мнению исследователей, впервые этот закон был сформулирован Аристотелем. Закон противоречия он считал основным принципом мышления.
Против непоследовательности в наших рассуждениях направлен и закон исключенного третьего. Он гласит: "Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно". Этот закон, как и предыдущий, был сформулирован Аристотелем. Латинская формулировка этого закона звучит так: "Третьего не дано" (tertium non datur).
Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но также и доказательным. Этого требует закон достаточного основания: "Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана". Этот закон был сформулирован немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующего принципа: "Все существующее имеет достаточное основание для своего существования".
Закон достаточного основания отражает важнейшую особенность окружающего мира: в природе и обществе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Ни одно явление не может произойти, если оно не подготовлено предшествующим развитием.
Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности наших мыслей. Обоснованность высказываний — важнейшее требование, предъявляемое к речи.
Формально-логические законы — это законы правильного мышления, соблюдение которых делает рассуждения ясными, четкими, последовательными и непротиворечивыми, обоснованными и доказательными.
Рассмотрим пример доказательства:
"Раздосадованный Рутилов сказал:
— Ты, Арнольд Борисыч, и не будешь никогда быком, потому что ты — форменная свинья.
— Врешь, — угрюмо сказал Передонов.
— Нет, не вру, и могу доказать, — злорадно сказал Рутилов.
— Докажи, — потребовал Передонов.
— Погоди, докажу, — с тем же злорадством в голосе ответил Рутилов. Оба замолчали… Вдруг Рутилов сказал:
— Арнольд Борисыч, а у тебя есть пятачок?
— Есть, да тебе не дам, — злобно ответил Передонов. Рутилов захохотал.
— Как есть у тебя пятачок, так как же ты не свинья! — крикнул он радостно" (Ф. Сологуб. Мелкий бес).
Здесь тезисом является утверждение "Арнольд Борисыч — свинья"; аргументы: "У свиньи есть пятачок", "У Арнольда Борисыча есть пятачок". В качестве демонстрации использована дедуктивная форма умозаключения, называемая силлогизмом.
Что касается видов доказательства, то различают доказательства прямые и косвенные.
При прямом доказательстве
тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Например: Данное учебное заведение действительно является крупнейшим университетом нашего города. Именно в этом вузе преподают многие известные ученые города, высокий процент выпускников этого вуза составляет коммерческую и научную элиту Новосибирска. Материально-техническая база университета впечатляет: лаборатории, оснащенные современным оборудованием, обилие компьютерных классов, богатейшая библиотека, фонды которой постоянно пополняются, новый спорткомплекс и т. п.
Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения — антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса. Например: Мне довелось недавно услышать мнение, что данное учебное заведение не соответствует статусу университета. Действительно, сегодня нелегкие времена переживают некоторые вузы… Однако в результате последней государственной аттестации этого вуза в очередной раз подтвердилось, что именно в этих стенах преподают многие известные ученые города, высокий процент выпускников этого вуза составляет коммерческую и научную элиту Новосибирска. Материально-технической базе этого учебного заведения могли бы позавидовать другие вузы: лаборатории, оснащенные современным оборудованием, обилие компьютерных классов, богатейшая библиотека, фонды которой постоянно пополняются, новый спорткомплекс и т.п. Безусловно, эти объективные характеристики позволяют считать данное учебное заведение университетом.
Этапы аргументации |
1. Определите тему речи. 2. Сформулируйте основной тезис речи. 3. Осуществите процедуру тематического деления тезиса на соответствующие подтезисы. 4. Подберите аргументы (как рациональные, так и иррациональные) в поддержку каждого из образовавшихся подтезисов и приведите их в систему, т. е. оформите в структуре основной части необходимые микротемы. 5. В случае косвенного доказательства опровергните антитезис путем выстраивания системы аргументов в защиту истинности тезиса. 6. Сделайте вывод. |