2. Аргументация

Аргументация

— интеллектуальная речевая деятельность, которая осуществляется через построение текста, адресованного некоторому лицу (или группе лиц), и имеет целью достичь принятия адресатом тезиса речи [1, с. 448]. Процесс аргументации начинается уже на этапе инвенции, где определяется тема и формулируется тезис речи. На этапе диспозиции, или создания композиционной структуры речи, аргументация получает свою дальнейшую реализацию.

Компонентами процесса аргументации являются тезис, аргументы (доводы), вывод, которые развивают определенную тему.

 Аргументация

Тема. Приносят ли деньги счастье?

Тезис. Деньги не приносят полноценного счастья.

Аргументы. Деньги приносят удовольствие, а не счастье. Счастье — это удовлетворение желаний, но не все желания можно

осуществить за деньги. Деньги не приносят счастья, но освобождают от многих жизненных и бытовых проблем. Легко доставшееся богатство развращает. Богатых из-за финансовых проблем убивают. Мысль о разорении преследует состоятельных людей. Деньги приносят счастье на время, но моральную свободу забирают навсегда

и т. п.

У каждой композиционной части речи — введения (вступления), основной части и заключения — есть свои функции в раскрытии тезиса, т. е. основного смыслового стержня речи: во вступлении тезис заявляется; в основной части — раскрывается, доказывается; в заключении подводятся итоги.

Соотнесем компоненты аргументации с основными композиционными частями речи. Тезис формулируется во введении. Аргументы, приводимые в поддержку заявленного тезиса, приводятся и выстраиваются в систему в основной части речи. Заключение связано с выводом, который есть не что иное, как трансформированный тезис речи.

АРГУМЕНТЫ

Единицей построения основной части выступает микротема. Под микротемами понимают законченные по смыслу и структурно фрагменты речи, включающие отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту [2, с. 159]. Объем микротем и количество аргументов в них строго не регламентировано.

Иначе говоря, состав микротемы определяется следующей формулой:

МИКРОТЕМА = СУЖДЕНИЕ-ПОДТЕЗИС + АРГУМЕНТЫ

Таким образом, общая схема процесса аргументации получает конкретизацию:

АРГУМЕНТЫ

Центральное место в процессе аргументации отводится доказательству, которое осуществляется в основной части речи. Доказательство как логическая процедура включает в себя три взаимосвязанных элемента, или уровня:

· тезис — положение, которое требуется доказать; 

· аргументы (доводы) — положения, с помощью которых обосновывается тезис[16]; 

· демонстрация — способ доказательства, или логическая связь между аргументом и тезисом, т. е. логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса[17]. 

Необходимо отметить, что логическая связь между аргументом и тезисом бывает разных видов, что соответственно обусловливает существование разных видов демонстрации. Выделяют  дедуктивную, индуктивную и демонстрацию по аналогии [6, с. 169 — 239].

Дедуктивная демонстрация — способ доказательства, в результате которого выводится новое знание о предмете или группе предметов на основании уже известного общего положения.

Самым распространенным видом дедуктивного доказательства считается силлогизм — умозаключение, в котором из двух суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом; при этом средний термин в заключение не входит. В структуре силлогизма каждое суждение имеет свое название. Суждение, в котором содержится общее правило, называется большей посылкой; суждение, в котором дается частный случай, — меньшей посылкой; а третье суждение, в котором приводится вывод из посылок, — заключением силлогизма[18]. Рассмотрим пример:

Все люди ошибаются.

Ученые — люди.

Ученые ошибаются.

В этом силлогизме большей посылкой является суждение "Все люди ошибаются", меньшей посылкой — "Ученые — люди", заключение — "Ученые ошибаются".

Индуктивная демонстрация

— способ доказательства, в рамках которого на основании знания об отдельных предметах данного класса делается вывод, представляющий общее знание о всех единичных предметах этого класса. Индуктивное умозаключение выступает в двух видах: полная индукция и неполная индукция. Полной индукцией принято называть такой вид индуктивного умозаключения, в результате которого делается общий вывод обо всем классе каких-либо предметов на основании знания обо всех без исключения предметах этого класса. Например:

В понедельник на прошлой неделе шел снег.

Во вторник шел снег.

В среду шел снег.

В четверг шел снег.

В пятницу шел снег.

В субботу шел снег.

В воскресенье шел снег.

На прошлой неделе все дни шел снег.

Неполной индукцией

называется вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой-либо общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь о некоторых однородных предметах данного класса. Например: 

Золото — твердое тело.

Медь — твердое тело.

Железо — твердое тело.

Цинк — твердое тело.

Золото, медь, железо, цинк — металлы.

Все металлы — твердые тела.

Неполная индукция может приводить к ошибочным выводам. Мы знаем, что, например, ртуть — металл, но она — жидкое тело. В таких случаях лучше пользоваться полной индукцией.

Демонстрация по аналогии

— способ доказательства, в рамках которого обосновывается сходство двух предметов по какому-либо признаку на основании того, что эти предметы имеют ряд других сходных признаков.

Аргументы и тезис должны быть связаны в структуре доказательства по законам логики[19].

Добавить комментарий