Аргументация
— интеллектуальная речевая деятельность, которая осуществляется через построение текста, адресованного некоторому лицу (или группе лиц), и имеет целью достичь принятия адресатом тезиса речи [1, с. 448]. Процесс аргументации начинается уже на этапе инвенции, где определяется тема и формулируется тезис речи. На этапе диспозиции, или создания композиционной структуры речи, аргументация получает свою дальнейшую реализацию.
Компонентами процесса аргументации являются тезис, аргументы (доводы), вывод, которые развивают определенную тему.
![Аргументация Аргументация](http://ayp.ru/files/library-img/gumanitarnye-nauki/2a_argumentaciya_1.png)
Тема. Приносят ли деньги счастье?
Тезис. Деньги не приносят полноценного счастья.
Аргументы. Деньги приносят удовольствие, а не счастье. Счастье — это удовлетворение желаний, но не все желания можно
осуществить за деньги. Деньги не приносят счастья, но освобождают от многих жизненных и бытовых проблем. Легко доставшееся богатство развращает. Богатых из-за финансовых проблем убивают. Мысль о разорении преследует состоятельных людей. Деньги приносят счастье на время, но моральную свободу забирают навсегда
и т. п.
У каждой композиционной части речи — введения (вступления), основной части и заключения — есть свои функции в раскрытии тезиса, т. е. основного смыслового стержня речи: во вступлении тезис заявляется; в основной части — раскрывается, доказывается; в заключении подводятся итоги.
Соотнесем компоненты аргументации с основными композиционными частями речи. Тезис формулируется во введении. Аргументы, приводимые в поддержку заявленного тезиса, приводятся и выстраиваются в систему в основной части речи. Заключение связано с выводом, который есть не что иное, как трансформированный тезис речи.
![АРГУМЕНТЫ АРГУМЕНТЫ](http://ayp.ru/files/library-img/gumanitarnye-nauki/2a_argumentaciya_2.png)
Единицей построения основной части выступает микротема. Под микротемами понимают законченные по смыслу и структурно фрагменты речи, включающие отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту [2, с. 159]. Объем микротем и количество аргументов в них строго не регламентировано.
Иначе говоря, состав микротемы определяется следующей формулой:
МИКРОТЕМА = СУЖДЕНИЕ-ПОДТЕЗИС + АРГУМЕНТЫ
Таким образом, общая схема процесса аргументации получает конкретизацию:
![АРГУМЕНТЫ АРГУМЕНТЫ](http://ayp.ru/files/library-img/gumanitarnye-nauki/2a_argumentaciya_3.png)
Центральное место в процессе аргументации отводится доказательству, которое осуществляется в основной части речи. Доказательство как логическая процедура включает в себя три взаимосвязанных элемента, или уровня:
· тезис — положение, которое требуется доказать;
· аргументы (доводы) — положения, с помощью которых обосновывается тезис[16];
· демонстрация — способ доказательства, или логическая связь между аргументом и тезисом, т. е. логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса[17].
Необходимо отметить, что логическая связь между аргументом и тезисом бывает разных видов, что соответственно обусловливает существование разных видов демонстрации. Выделяют дедуктивную, индуктивную и демонстрацию по аналогии [6, с. 169 — 239].
Дедуктивная демонстрация — способ доказательства, в результате которого выводится новое знание о предмете или группе предметов на основании уже известного общего положения.
Самым распространенным видом дедуктивного доказательства считается силлогизм — умозаключение, в котором из двух суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом; при этом средний термин в заключение не входит. В структуре силлогизма каждое суждение имеет свое название. Суждение, в котором содержится общее правило, называется большей посылкой; суждение, в котором дается частный случай, — меньшей посылкой; а третье суждение, в котором приводится вывод из посылок, — заключением силлогизма[18]. Рассмотрим пример:
Все люди ошибаются.
Ученые — люди.
Ученые ошибаются.
В этом силлогизме большей посылкой является суждение "Все люди ошибаются", меньшей посылкой — "Ученые — люди", заключение — "Ученые ошибаются".
Индуктивная демонстрация
— способ доказательства, в рамках которого на основании знания об отдельных предметах данного класса делается вывод, представляющий общее знание о всех единичных предметах этого класса. Индуктивное умозаключение выступает в двух видах: полная индукция и неполная индукция. Полной индукцией принято называть такой вид индуктивного умозаключения, в результате которого делается общий вывод обо всем классе каких-либо предметов на основании знания обо всех без исключения предметах этого класса. Например:
В понедельник на прошлой неделе шел снег.
Во вторник шел снег.
В среду шел снег.
В четверг шел снег.
В пятницу шел снег.
В субботу шел снег.
В воскресенье шел снег.
На прошлой неделе все дни шел снег.
Неполной индукцией
называется вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой-либо общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь о некоторых однородных предметах данного класса. Например:
Золото — твердое тело.
Медь — твердое тело.
Железо — твердое тело.
Цинк — твердое тело.
Золото, медь, железо, цинк — металлы.
Все металлы — твердые тела.
Неполная индукция может приводить к ошибочным выводам. Мы знаем, что, например, ртуть — металл, но она — жидкое тело. В таких случаях лучше пользоваться полной индукцией.
Демонстрация по аналогии
— способ доказательства, в рамках которого обосновывается сходство двух предметов по какому-либо признаку на основании того, что эти предметы имеют ряд других сходных признаков.
Аргументы и тезис должны быть связаны в структуре доказательства по законам логики[19].