Новый год

В языческие времена Новый год праздновался на Руси 22 марта– в день весеннего равноденствия, что было связано с земледельческим циклом. С принятием христианства в быту утвердился византийский календарь, по которому Новый год отмечался 1 сентября. По расчетам византийских богословов именно в этот день Бог приступил к сотворению мира. Разнобой сохранялся долго, и только в конце XV века на Руси официально установили начало Нового года по византийскому календарю. В соответствии с ним последний раз Новый год отпраздновали на Руси 1 сентября 1698 года. Однако царь Петр I и присутствовавшие на церемонии бояре и чиновники одеты были уже не по византийской, а по западно-европейской моде.

До начала XVIII века летоисчисление в России велось от сотворения мира. Когда на царский трон взошел Петр I, в России шел год 7207-й, а в Европе – 1699-й. По решению Петра стали вести летоисчисление от Рождества Христова и отсчитывать Новый год с 1 января. В 1918 году советская власть окончательно приспособила отечественный календарь под европейский, перейдя с юлианского календаря на григорианский, или со старого стиля на новый. Тогда и возникла традиция отмечать, помимо прочего, и старый Новый год.

Сам Петр I объяснял перенос празднования Нового года на 1 января так: «Поелику в России считают Новый год по-разному,

с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

В знак столь благого начинания и наступления нового XVIII века после благодарения Богу и церковных молебнов приказано было «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя бы по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить».

Кроме того, «в знак веселия» всем именитым людям предписывалось «на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

Узаконенный Петром древний обычай украшать новогоднее дерево был запрещен после революции как религиозный пережиток. В 1937 году елку «идеологически обработали», заменив библейскую золотую звезду на советскую красную, и в таком виде вернули детям. Кроме украшения елки, среди новогодних обычаев можно отметить обязательное чоканье бокалами с шампанским в 12 часов ночи 31 декабря. В последнее время возродилась традиция времен Петра I запускать в сочельник ракеты и шутихи (на Западе новогодние фейерверки практикуются давно) (Спичрайтер, 2007).

9. Ролевая игра «Конкурс на лучшего мэра-оратора». Она состоит из нескольких этапов.

I этап. Объединитесь в микрогруппы по четыре – пять человек. Каждая из микрогрупп – это коллектив спичрайтеров, которые получили задание – создать текст публичного выступления мэра на традиционном празднике «День города». При этом помните, что цель речи комплексная: рассказать о городе, успехах горожан и поздравить всех с праздником.

Разработайте топическую схему публичной речи мэра. Подумайте, какие топосы составят вступление речи, какие войдут в основную часть, а какие – в заключение. Обсудите в микрогруппе, какие риторические приемы активизации внимания стоит включить в разрабатываемую речь. Запишите речь.

II этап. От каждого коллектива спичрайтеров выдвигается «мэр», а также один эксперт, который войдет в состав конкурсного жюри, призванного дать объективную и независимую оценку публичной речи выступающего. «Мэры» по очереди выступают перед публикой, т. е. «жителями города» и группой экспертов.

III этап. Эксперты дают публичную оценку структурно-композици-онной организации речи каждого из выступивших и присуждают премию «Лучшему мэру-оратору». «Жители» путем голосования могут присудить одному из выступивших «Приз симпатий горожан».

Добавить комментарий