1.1. Вступление

Во вступительной части речи принято выделять зачин и завязку, или собственно вступление.

Зачин необходим для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории, подготовить ее к восприятию информации. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит общение, или степени организованности аудитории, времени начала выступления и т.п. Часто зачин включает в себя этикетные формулы (например, приветствие, пожелания). Типы зачинов в ораторской практике многообразны. Но каждый должен быть функционально обусловлен, тематически мотивирован. Основная функция зачина — контактоустанавливающая, т.е. установление контакта со слушателями.

Второй композиционный элемент речи — завязка, или собственно вступление. Он вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию материала. Иначе говоря, эта композиционная часть выполняет следующие основные функции: 1) проспективную, или функцию "презентации темы": создается первичное представление о теме речи; 2) психологическую, или функцию "вербовки союзников", которая заключается в укреплении связи с аудиторией.

Очевидно, что завязка, как и зачин, должна захватить внимание слушателей. Практикой выработан ряд риторических приемов, используемых во вступительной части речи и направленных на активизацию внимания аудитории [9, с. 109 — 113]. Разумеется, использование тех или иных приемов обусловлено видом и жанром речи.

1. Изложение цели и задачи выступления.

Этот прием позволяет реализовать, помимо двух вышеназванных, еще и дидактическую функцию, отражающую стремление оратора рассмотреть задачи, идею, структуру речи. Данный прием действенен в компетентной аудитории, когда слушатели разбираются в проблеме и их внимание приковано к теме. Этот прием используют лекторы в учебной аудитории, ученые во время выступлений, студенты, защищающие свои квалификационные научно-исследовательские работы.

2. Обращение к актуальным жизненным интересам и переживаниям слушателей. Актуальные интересы аудитории могут быть самыми разнообразными: от вопросов жизни и смерти, связанных с произошедшими катастрофами, до обсуждения факторов социального престижа (например, автомобили, путешествия, занятия элитными видами спорта и т. п.); от законодательных проблем до проблем качества продуктов питания; от политического положения в мире до эпидемии птичьего гриппа в конкретном регионе и т. п. Естественно, что использование этого приема требует особого учета типа аудитории, которой будет адресована речь.  

Обращение к актуальным интересам слушателей может иметь форму проблемного вопроса: Нужна ли нам частная собственность на землю? Должно ли образование быть бесплатным? Стоит ли сохранять льготы пенсионерам? Должна ли армия быть профессиональной? Надо иметь в виду, что тема, содержащаяся в вопросе, должна быть далее раскрыта, иначе он будет звучать декларативно.

3. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Сегодня утром в программе "Вести" сообщили…; вчера в "Комсомольской правде" была опубликована статья… Этот прием считается достаточно надежным, поскольку среди слушателей, как правило, всегда найдутся те, кто видел или слышал, и это ставит их в положение "заодно с оратором": вызывает их интерес и заставляет сразу поверить выступающему.

4. Обращение к событию, месту, времени. Например: Мы собрались сегодня в аудитории, в которой…; сегодня годовщина со дня рождения А.С. Пушкина, и мне очень приятно защищать свою работу именно в этот день…и т. д.   

5. Возбуждение любопытства аудитории.

Необходимо привести необычный факт, который заинтригует слушателей: Знаете ли вы, что сегодня рабство существует в 17 странах мира? Почему три тысячи лет назад все родственники царя Тутанхамона загадочно исчезли? Заинтересовать слушателей можно также  парадоксом, который возбудит их мыслительную деятельность: Эйнштейн утверждал, что образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Согласны ли вы с этим?

6. Ссылка на личный опыт, случай из жизни. Например: Однажды мне пришлось быть свидетелем интересного спора…; во время учебы в аспирантуре Санкт-Петербургского государственного университета мне довелось… и т. д.    

7. Обращение к конфликтам, противоречиям между людьми. Можно начать так: Почему возникают конфликты между поколениями? Ссоры между мужем и женой становятся привычным делом. Давайте попробуем выявить истоки этих проблем… и т. д.    

8. Цитирование. Вступление, открывающееся цитатой, — эффективный риторический прием, а также способ продемонстрировать свою эрудицию. Например: Льву Толстому принадлежит ставшее уже крылатым высказывание: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему"…; Умберто Эко определил риторику как "хранилище устоявшихся формул"…; Фридрих Ницше как-то заметил: "Человек любит свои желания, а не желаемое"… и т. д.

9. Ссылка на исторический факт (факты). Например: В XVIII веке при дворе Екатерины II был обычай …; эта традиция уходит корнями в эпоху правления Людовика ХIV… и т. д.    

10. Демонстрация предмета. Этот прием требует соответствующего речевого комментария, например: У меня в руках монография, автор которой — известный ученый и мой научный руководитель…;

я хочу показать вам рекламный буклет, который отлично демонстрирует корпоративную концепцию компании…

и т. д.    

11. Ссылка на свое эмоциональное состояние. Можно начать выступление таким образом: У меня сегодня особое настроение, вот почему…; события, о которых я хочу вам сообщить, вызывают у меня особые эмоции… и т. д.    

Надо отметить, что рассмотренные риторические приемы могут быть использованы для активизации внимания аудитории и в основной части выступления. Но для вступления они просто необходимы в целях создания "сильного" начала речи.

Добавить комментарий