«Сопоставление» является одной из ведущих моделей организации мышления и речи, «размножения идей». Прежде всего данный топ помогает показать предмет речи через сравнение его с другими предметами – уже известными слушателю либо более очевидными и понятными по сравнению с предметом речи заданной темы. Одно познается через другое, если у них есть какие-либо общие основания. Установление общего у предметов и явлений, а также отличного и противоположного, позволяет, по словам А.К. Михальской, структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей и таким образом сделать мир доступным познанию [5, с. 144 – 145].
Сопоставление может быть реализовано посредством 1) сравнения, или аналогии (на основании поиска сходства, общего), и 2) противопоставления (на основании поиска различного).
Аналогия как способ организации мысли может быть представлена в речи такими риторическими тропами, как сравнение и метафора, которые являются не только средствами создания выразительности речи, но и универсальными способами познания мира.
Противопоставление используется для решения всех риторических задач: для описания, рассуждения и для доказательства. Противопоставление может выражаться таким риторическим средством, как антитеза.
Таким образом, реализация нашей темы «Лето» посредством использования топа «сопоставление» может быть осуществлена путем сравнения характерных признаков этого времени года, например, с жизненным расцветом. Кроме того, рассказ о лете может быть построен по принципу противопоставления лета с его природным антиподом– зимой.