Помимо предъявления предмета и темы речи, разработки проблемы, на этапе "изобретения мысли" формулируется основной тезис речи и начинается ментальная разработка процедуры аргументации.
Тезис (от греч. thesis — положение, утверждение) — положение, которое требуется доказать. Тезис — это смысловой стержень, выполняющий функцию сохранения структурно-смыслового единства речи. Он представляет собой полное предложение с субъектом и предикатом, законченное по смыслу суждение.
Нельзя путать понятия "тема" и "тезис". Тема — предъявление предмета речи. Тезис — мысль, которая создает целостность речи. Так, например, тема лекции по риторике — риторический канон, тезис — риторический канон — это технология создания речи, состоящая из пяти основных этапов.
Наиболее тесно тезис связан с задачей речи: например, задача речи- побудить студентов пройти флюорографическое исследование, тезис — проведенное медицинское исследование позволит предупредить серьезные заболевания, о наличии которых они могут даже и не подозревать. Формулировка тезиса работает на решение задачи речи.
Процедура формулирования тезиса заключается: 1) в определении задачи речи; 2) в формулировке тезиса; 3) в делении тезиса на смысловые части, в результате чего появляются подтезисы первого уровня. Последние, в свою очередь, могут быть подвергнуты дальнейшему делению, что способствует вычленению подтезисов второго уровня
и т. д. до тех пор, пока тезис не будет раскрыт полностью.
К формулировке тезиса предъявляются достаточно жесткие требования:
· тезис должен быть истинным;
· тезис должен быть четко и точно сформулирован (из структуры тезиса исключаются явления полисемии и омонимии, учитывается специфика актуального членения предложения);
· тезис должен быть неизменным на протяжении всего речевого изложения.
Если говорящий не соблюдает требования точности формулировки и смыслового единства тезиса, то это часто приводит к такой логико-речевой ошибке, как потеря тезиса. Доказывая один тезис, через некоторое время в ходе этого же доказательства начинают доказывать другой тезис, сходный с первым. Например, желая доказать, что нечто несправедливо в юридическом отношении, доказывают, что это несправедливо в моральном плане.
Потеря тезиса может быть связана также с ответом не на тот вопрос, который вам задан, или с раскрытием не той темы, которая заявлена.
Рассмотрим пример из одного интервью.
Журналист. Как вы понимаете термин "демократизация общества"?
Интервьюируемый. Наше общество и власть не готовы к демократизации.
По меткому замечанию Е.Н. Зарецкой, "мы привыкли к потере тезиса как к норме". И это хорошо доказывается простейшими примерами из нашей разговорной речи [3, с. 128]:
— Скажите, как пройти к вокзалу?
— Вы все равно не найдете.
— Где ты купила это платье?
— Оно там уже не продается.
Причиной потери тезиса может быть не только мысленный сбой, но и осознанное желание человека отвечать не на тот вопрос, который ему задали, доказывать не тот тезис, который сформулирован. В этом случае говорят о подмене тезиса. Подмена тезиса — это нарочитая его потеря. В реальной речевой практике достаточно сложно разграничить, где произошла потеря тезиса, а где — его сознательная подмена.
Механизм подмены осуществляется часто путем расширения или путем сужения тезиса:
— Супруги должны делить домашние обязанности.
— Ну нет, у нас феминизм не пройдет! Здесь вам не Америка какая-нибудь (расширение тезиса).
— Супруги должны делить домашние обязанности.
— Почему это я должен мыть посуду, стирать белье? Это женские обязанности (сужение тезиса).
Логическая ошибка "потеря тезиса" и уловка "подмена тезиса" встречаются обыкновенно в длинных речах, где сложнее контролировать смысловое единство и легче заменить одно положение другим.
"Потеря тезиса" и "подмена тезиса" часто характеризуют речевое поведение школьников и студентов. Подмена тезиса — характерная черта дипломатической речи.
По словам Е.В. Клюева, "тезис является абсолютной
речевой структурой…, способной существовать как самостоятельное умозаключение. Будет оно доказано или нет, это другой вопрос, но "выступать в роли утверждения" ему ничто не мешает" [4, с. 85].