1. О каких подходах к определению риторики как научной дисциплины вы узнали? Что вам было известно? О каких направлениях риторики вы хотели бы узнать больше?
2. Назовите подходы к пониманию риторики, которые сформировались в античности. В какие исторические периоды они получили свое развитие? Сохранились ли они до наших дней?
3. На основании анализа подходов к определению риторики выделите этапы развития этой научной дисциплины. Представьте историю риторики в виде time line ("временной линии"). Над линией отметьте определенный этап в истории риторики, а под линией — господствующее в этот период понимание риторики.
Древнегреческая риторика
![Древнегреческая риторика Древнегреческая риторика](http://ayp.ru/files/library-img/gumanitarnye-nauki/voprosy_i_refleksivnye_zadaniya_1.png)
4. Попытайтесь сформулировать объект изучения современной риторики.
5. Подумайте, в каких отношениях состоит риторика с другими гуманитарными дисциплинами и областями знания. Составьте схему, демонстрирующую эти междисциплинарные связи.
6. Какие риторические категории определяют речемыслительную деятельность человека?
7. Прочитайте одно из писем Д.С. Лихачева, входящее в цикл "Письма о добром и прекрасном". выделите в тексте фрагменты, в которых, с вашей точки зрения, речь идет о категории этоса, далее — о категории логоса и категории пафоса. Объясните, как эти категории сосуществуют в реальной речевой практике.
Как выступать?
Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям — заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.
И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.
А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие (Д. Лихачев)[1].
8. Что такое риторический канон? Охарактеризуйте его этапы. Представьте каждый этап в виде образа (картинки, условного знака и т. п.), отражающего его назначение в процессе создания или презентации речи.
9. Вспомните, как вы обычно работали над созданием текста. Были ли у вас представления о какой-либо процедуре порождения текста? Совпадают ли они с тем, что вы узнали об этапах риторического канона? Напишите эссе "Как я создаю тексты", в котором проанализируйте свой опыт создания текстов с позиции полученных знаний о риторическом каноне как алгоритме речемыслительной деятельности.
10. В "Словаре парадоксальных определений"[2]
дается целый перечень метафорических определений риторики. Выберите из них те, которые, с вашей точки зрения, отражают понимание риторики как науки об убеждении, и те, которые определяют риторику как науку об "украшательстве речи".
· Верное выражение искреннего чувства (Ж. Ла Ари).
· Дитя знаний (Б. Дизраэли).
· Искусство возбуждать ощущения (Н.-Ш. Трюбле).
· Искусство убеждать глупцов, что белое есть белое (А. Бирс).
· Это живописное изображение мысли (Б. Паскаль).
· Это поварское дело для души (Платон).
· Это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели поглубже в нее вникнуть (Б. Паскаль).
· Это сад, который дает больше цветов, чем плодов (П. Декурсель).
· Это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко).
· Это ловкая манера сбывать оптом то, чего нельзя было бы сбыть в розницу (П. Декурсель).
Оформите свои размышления в виде таблицы, состоящей из двух соответствующих колонок.
11. А.Ф. Мерзляков в "Краткой риторике" (1809) писал: "Красноречие есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или слушающего". Как вы считаете, чем отличается это определение от античных трактовок риторики?
Å 12. Прочитайте фрагмент статьи Ю.М. Лотмана "Риторика"[3]. Как интерпретирует автор античное и средневековое понимание риторики? Сквозь призму каких оппозиций обосновывается природа риторического? В каких основных значениях, по Лотману, употребляется термин "риторика" в современной гуманитарной науке? Объясните, как вы понимаете определение риторики как "поэтики текста".
Риторика (греч. rhtorich) длительное время воспринималась как дисциплина, окончательно ушедшая в прошлое. Виднейший знаток античной и средневековой поэтики М.Л. Гаспаров закончил заметку "Риторика" в "Краткой литературной энциклопедии" словами: "В современном литературоведении термин "риторика" неупотребителен"[4]. Это заявление было опубликовано в 1971 г. Между тем уже в 1960-х гг. интерес к риторике в ее классических проявлениях и к неориторике стал неуклонно расти в связи с развитием грамматики текста и лингвистической теории прозы. В настоящее время это уже обширная, насчитывающая десятки монографий и многие сотни статей на ряде языков, бурно развивающаяся научная дисциплина. Представляется своевременным разобраться в ее основных проблемах.
I. "Риторика" — прежде всего термин античной и средневековой теории литературы. Значение термина раскрывается в трех оппозициях: а) в противопоставлении "поэтика — риторика" содержание термина истолковывается как "искусство прозаической речи", в отличие от "искусства поэтической речи"; б) в противопоставлении "обычная", неукрашенная, "естественная" речь — речь "искусственная", украшенная, "художественная" риторика раскрывалась как искусство украшенной речи, в первую очередь ораторской; в) в противопоставлении "риторика — герменевтика", то есть "наука порождения текста — наука понимания текста" риторика толковалась как свод правил, механизм порождения. Отсюда ее "технологический" и классификационный характер и практическая направленность. Последнее обстоятельство приводило в период расцвета риторики к усложнению системы дефиниций. При этом риторика была обращена к говорящему, а не к слушающему, к ученой аудитории создателей текстов, а не к той массе, которая должна была эти тексты слушать.
II. В современной поэтике и семиотике термин "риторика" употребляется в трех основных значениях: а) лингвистическом — как правила построения речи на сверхфразовом уровне, структура повествования на уровнях выше фразы; б) как дисциплина, изучающая "поэтическую семантику" — типы переносных значений, так называемая "риторика фигур"; в) как "поэтика текста", раздел поэтики, изучающий внутритекстовые отношения и социальное функционирование текстов как целостных семиотических образований. Этот последний подход, сочетаясь с предыдущими, кладется в современной науке в основу "общей риторики" (Ю. Лотман).
Å
13. В хрестоматии "Риторика" прочитайте статью Ю.Н. Варзонина "Риторика и лингвистика". В каком междисциплинарном соотношении существуют сегодня риторика и лингвистика? Какие аргументы приводит автор в подтверждение лингвистической природы риторики? Какими доводами автор обосновывает самостоятельность онтологического статуса риторики как области знания? Отразите размышления о границах лингвистики и риторики в диаманте — стихотворной форме из семи строк, строящейся по схеме:
1. Тема / название (существительное — в данном случае "лингвистика").
2. Определения (прилагательные, причастия).
3. Действия (глаголы).
4. Существительные (как правило, ассоциаты, т. е. реакции на заданный темой стимул); в перечислительном ряду существительных реализуется смысловой переход к полярной теме.
3. Действия (глаголы).
2. Определения (прилагательные, причастия).
1. Тема / название (существительное — в данном случае "риторика").
Графически форма диаманты может быть представлена следующим образом:
·
_____________, _____________
_______________, _____________, _______________
— +
____________, _____________ , ______________, ______________
_______________, _____________, _______________
_____________, _____________
·
14. Платону принадлежит высказывание: "Красноречие есть искусство управлять умами". Великий Цицерон продолжил эту концептуальную идею: "Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь".
О какой социальной роли и каких функциях риторики размышляли древние? Как вы считаете, изменились ли сегодня роль и функции риторики в обществе?
15. Выдающийся русский филолог, философ и культуролог Ю.В. Рождественский (1926 — 1999), развивая традиции Платона и Цицерона, определял риторику как "искусство управления общественными процессами". Согласны ли вы с точкой зрения ученого? Напишите рассуждение на тему "Риторика и общество".