Введение

РИТОРИКА ОТ ТРАДИЦИЙ АНТИЧНОСТИ
ДО ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОСТИ

Если бы не было речи, не были бы известны ни добро, ни зло, ни истина, ни ложь, ни удовлетворение, ни разочарование. Речь делает возможным понимание всего этого. Размышляйте над речью.

Упанишады

Риторика предстает перед нами как старая и одновременно новая дисциплина, как дисциплина, которая была предана забвению и "вновь" открыта.

Рената Лахманн

Риторика — одна из самых древних наук. Ее "возраст" состав-ляет примерно 2500 лет, если принять за точку отсчета

V — IV век до н. э. — период расцвета риторики в Древней Греции.

Сам термин "риторика" восходит к древнегреческому слову rheo — "говорю, лью, теку". Производное от него — rhetor — означало "ритор", "оратор", которое, в свою очередь, и дало название науке — rhetorike (риторика) или rhetorike techne (ораторское искусство / мастерство ораторской речи).

Облик риторики исторически и этнически изменчив. За свое 25-вековое существование она определялась сотнями формул. Одни из этих формул, или определений, составляют ядро классических риторик, т. е. типичных для той или иной исторически состоявшейся эпохи, другие принято называть неориторическими, принадлежащими современной риторике.

Во времена греческой античности (V — I век до н. э.) риторика трактовалась как "искусство убеждения". Этот подход к определению риторики связывают с именами Горгия, Платона, Аристотеля. Так, великий греческий философ Платон утверждал: "Красноречие — мастер убеждения" [11, с. 265]. Аристотель определял риторику как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета" [1, с. 19]. Таким образом, речь, призванная обратить в свою веру, заставить слушающего принять точку зрения говорящего, оказывается основным типом текста, который культивировала греческая риторика.

Конец прошлой и начало нашей эры стало расцветом древнеримской риторики, наиболее значительные памятники которой — трактаты Цицерона и Квинтилиана. В условиях римской цивилизации начинает складываться другой подход к пониманию сущности риторики. Согласно учению Марка Фабия Квинтилиана, риторика понимается как "ars bene dicendi" — "искусство говорить хорошо". теперь ее интересуют эстетические характеристики речи, осмысляемые с позиции результата коммуникации. С этого времени риторика характеризуется усилением интереса к литературно-языковой составляющей речи.

Таким образом, уже в античности складываются два базовых подхода к пониманию риторики: как "искусства убеждать" и как искусства владения приемами ораторского мастерства, обеспечивающими выразительность речи (элоквенции). Кроме того, риторика уже в античности начинает осознаваться не только как искусство, но и как наука.

Во времена средневековья и раннего Возрождения актуализируется трактовка риторики как "ars ornandi" — "искусство украшения речи". В этот период на первый план выступает орнаменталистская функция риторики: основное внимание уделяется средствам выразительности речи — фигурам и тропам.

Следующую группу определений риторики условно относят к

XVI — XVIII веку — к эпохе усиления роли письменных текстов: богословских, политических, философских, исторических, научных. Создание книгопечатания и массовой книги дали риторике новый облик: она стала осознаваться как инструмент стилеобразования. Риторика вырывается за пределы изучения только устной речи и переносит свое внимание на процесс создания письменных текстов. Кроме того, пользу от риторики стали видеть еще и в том, что знания о способах создания речи помогают постигать и оценивать публичные выступления, диспуты, а главным образом — книги и другие письменные тексты.  

В рамках этой эпохи наблюдается становление так называемой рациональной риторики, соединяющей задачи обучения красноречию и развития мысли в речи, а также создающей предпосылки для разделения научной и художественной речи. Образцом такой риторики является "Краткое руководство к красноречию" (1747) М.В. Ломоносова, соединившее античные традиции и требования современной речевой практики. Красноречие определяется ученым как "искусство о всякой данной материи красно говорить и писать и тем других преклонять к своему об оной мнению" [6, с. 91]. Теория красноречия М.В. Ломоносова учитывает не только возможности оратории (искусства устной публичной речи), но и воздействующий эффект письма: ученый намеренно использует в своих книгах по риторике в качестве примеров многочисленные отрывки из прозаических и поэтических художественных произведений.

Развитие риторической науки на протяжении веков не всегда было ровным и стабильным. Так, одним из ее исторических этапов является так называемый упадок риторики, которая выходила из употребления начиная с 50-х гг. XIX века. Это было общим движением в европейском образовании. Риторические задачи брала на себя поэзия как самый массовый вид речи, поэтому поэтика и литературоведение вытеснили риторику. Эта тенденция делала людей чувственными, но в определенной степени тормозила их способность к предметно-практичес-кой деятельности. В этот период активно развивалась философия поэтики. Риторика стала рассматриваться как схоластическое учение о прозе, многие риторические проблемы перешли в ведение поэтики. Наиболее яркое выражение это движение получило в творчестве А.А. Потебни, который считал, что творческое начало лежит в поэзии. Именно поэзия, основу которой составляет народная устная речь, есть словотворчество [12, с. 58].

Во второй половине XX века начинается новый расцвет риторики: возникает неориторика, или новая риторика, которая формируется на стыке философии, семиотики, лингвистики, теории текста, логики и теории литературы. В США складывается риторическая методология и риторическая критика, а также научная риторика как теория речевых коммуникаций (П. де Ман). Во Франции формируется неориторика, связанная с философией постмодернизма (Р. Барт). В Бельгии интенсивно развивается аргументативная риторика (Х. Перельман) и литературная риторика. Последнее направление разрабатывалось группой "мю" из Льежского университета во главе с Ж. Дюбуа, представители которой считают, что риторика изучает приемы речевой деятельности, характеризующие наряду с другими дискурсами и литературный дискурс. Структура современной риторики включает в себя и такие направления, как риторическая герменевтика (Р. Гадамер) и риторическая семиотика (Р. Якобсон, Ж. Лакан, Ц. Тодоров, У. Эко). Актуальной становится и этнориторика — область риторики, изучающая эффективность общения в свете проблем этнической идентичности и национально-культурного разнообразия речевой коммуникации (А. Михальская).

Несмотря на многообразие риторических направлений, востре-бованным сегодня остается и классический подход к риторике как теории и практике публичной речи. Риторическая теория, возникшая в древности, до сих пор развивается как обобщение мастерства красноречия в широком смысле этого слова, т. е. осмысление риторической практики.

Таким образом, сегодня термин "риторика" употребляется в следующих основных значениях: 1) дисциплина, изучающая специфику устной публичной речи; 2) наука о порождении высказываний; 3) теория аргументации; 4) наука о разновидностях речевой коммуникации, направленных на осуществление воздействия на получателя сообщения, т. е. теория речевого воздействия; 5) наука о целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи, т. е. теория эффективной коммуникации [9, с. 32; 4, с. 8 — 11; 10, с. 327].

Последнее определение имеет выраженный синтетический характер. Данный подход демонстрирует возможность комплексного изучения речевой коммуникации, детерминируя многоаспектное понимание природы риторического. Риторическое квалифицируется как интегральное качество речевой коммуникации, специфика которого кроется в единстве целенаправленного, действенного, эффективного и оптимального, возникающем в результате осознания говорящим и/или слушающим речекоммуникативной деятельности и ее продукта/объ-екта (текста) [4, с. 10 — 11].

Указанные неориторические направления и рассмотренные дефиниции свидетельствуют не о новом понимании объекта риторики в XX веке, а о трансформации традиций классической риторики, о возможности переноса фундаментальных риторических категорий и понятий на почву современной действительности. Так, переосмысление учения Аристотеля позволило Хаиму Перельману создать неориторическую теорию аргументации. В основе современного понимания риторики как теории речевого воздействия лежит наследие античных теоретиков и М.В. Ломоносова. Современная литературная риторика, или риторическая поэтика, уходит корнями в риторику Исократа и Квинтилиана. Популярный интегративный подход, постулирующий эффективную коммуникацию, также есть следствие синтеза традиций античности и нео-риторических представлений.

Благодаря сохранению традиций античной эпохи, активной их интерпретации и современному моделированию опыта прошлого мы переживаем сегодня "риторический Ренессанс". Именно в античности были разработаны базовые категории и понятия риторики, ставшие фундаментальными и для современных коммуникационных дисциплин.

Один из законов речи, сформулированных Аристотелем, гласит: "Всякий вид речи представляет собой единство пафоса, этоса и ло-госа".

Согласно учению Аристотеля, пафос, этос и логос соотносились со способами убеждения: "Что касается способов убеждения, доставляемых речью, то их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или иного настроения слушателя, третьи — от самой речи" [1, с. 19]. Соответственно, категория пафоса выделяла систему средств убеждения, обусловленных "характером говорящего", его желаниями, чувствами и эмоциями (страстями), которые должны внушать доверие к говорящему. Категория этоса отсылала к средствам убеждения, зависящим от того или иного настроения аудитории. Категория логоса предполагала средства убеждения, апеллирующие к разуму.

Сегодня под пафосом принято понимать намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед слушателем определенную и интересующую его тему.

Этосом называют условия, которые получатель речи предлагает ее создателю, характер взаимодействия коммуникантов, а также этический образ оратора. Условия, которые включает в себя этос, касаются времени, места, сроков ведения речи. Этим определяется и тема речи, которую слушатель может считать уместной или неуместной. Неуместную речь аудитория вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки выступления согласованы между участниками коммуникации. Иначе говоря, этос есть фактор этической согласованности, определяющий процесс взаимодействия говорящего и аудитории.

Логосом принято называть интеллектуальное содержание и систему языковых средств воплощения замысла речи. Логос требует не только вербализации замысла автора, но также использования таких языковых средств, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, пафос — источник создания речи, этос — условия для ее реализации, а логос — языковое воплощение пафоса на условиях этоса. При этом категория пафоса определяет эмоциональное начало речи, этоса — этическое (нравственно-философское), а логоса — рациональное (логическое).

Именно категории пафоса, этоса и логоса задают ценностные ориентиры коммуникации и организуют деятельность ритора в процессе создания речи согласно риторическому канону, выступающему структурным стержнем классической риторики.

Риторический канон — технология создания речи, отражающая универсальный идеоречевой цикл — "движение от мысли к слову". Традиционный риторический канон состоит из пяти последовательных этапов.

1. Инвенция (inventio), или нахождение, изобретение мыслей.

2. Диспозиция (dispositio), или расположение изобретенного.

3. Элокуция (elocutio), или словесное оформление речи.

4. Мемория (memoria), или запоминание речи.

5. Акцио (actio), или произнесение речи, выступление с речью.

Данная технология, с позиции античных теоретиков, расчленяла действия оратора во времени и позволяла каждый этап доводить до совершенства. По сути, риторика возложила на себя контроль за всеми стадиями трансформации мысли в слово.

Инвенция ментальная разработка предметного содержания речи. Инвентивный этап речемыслительной деятельности ставит задачи отбора материала для будущего сообщения из всего предметного многообразия мира. Античная риторика предлагала понятийную решетку — систему топосов (общих мест) как "способов мысли" о любом предмете. Эта технология оказывается востребованной и сегодня при условии, что процесс отбора топосов осуществляется в соответствии с ситуацией общения и путем осознанного выбора говорящим методов и приемов убеждения аудитории.

Диспозиция — выстраивание имеющейся совокупности идей в необходимом порядке в соответствии с коммуникативной целью и замыслом ритора. Античная композиция речи выделяла следующие важнейшие части: введение, предложение, повествование, подтверждение, опровержение, заключение. Современное построение речи может заметно отличаться от классической традиции, но такие компоненты, как введение, основная часть и заключение до сих пор остаются базовыми структурными составляющими речевого произведения.

Элокуция — оформление мысли в слово. Элокутивный этап речемыслительной деятельности предполагает тщательный отбор слов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к коммуникативным качествам речи, осмысление синтагматических связей лексических единиц, выбор тропов и фигур, тех или иных синтаксических моделей, а также различных риторических приемов.

Мемория — процесс запоминания речи, в том числе и с использованием специальных мнемотехник. Мнемотехника — совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов и т. п.

Акцио — произнесение речи, выступление перед аудиторией, в процессе которого складывается комплексное представление об образе оратора. Образ оратора — органичный синтез, сплав вербальных и невербальных параметров, определяющих риторический портрет говорящего.

Риторический канон свидетельствует о том, что риторику как научную дисциплину всегда интересовали процессы порождения речи. Риторический канон "распадается" на две фазы: докоммуникативную (этапы инвенции и диспозиции) и коммуникативную (этапы элокуции и акцио). При этом докоммуникативная фаза характеризуется актуализацией внутренней речи, а коммуникативная — внешней.

Психолингвистическую сущность риторического канона представим в табл. 1 [см. 3, с. 131].

Таблица 1

ДОКОММУНИКАТИВНАЯ ФАЗА

КОММУНИКАТИВНАЯ ФАЗА

ИНВЕНЦИЯ

ДИСПОЗИЦИЯ

ЭЛОКУЦИЯ

АКЦИО

Что сказать?

В каком порядке сказать?

Как сказать?

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ

Этапы риторического канона, как и категории пафоса, этоса и логоса, создают эффективную речь лишь в системе, т. е. во взаимодействии и взаиморегуляции всех компонентов.

Риторический канон, а также рассмотренные риторические категории выступают методологическим стержнем целого ряда современных риторических концепций, разработанных А.К. Михальской, Ю.В. Рождественским, Е.В. Клюевым, А.А. Ворожбитовой и др., основой процедуры риторического анализа. Это свидетельствует о целостности риторического учения, имеющего многовековую историю, пережившего взлеты и падения и сохранившего общечеловеческую значимость.  

Добавить комментарий