Предисловие для преподавателя

В начале II века нашей эры знаменитый римский историк Гай Светоний Транквилл в книге "О грамматиках и риторах" писал: "…Способ преподавания (риторики. — Л.Г.) не был одинаковым у всех и неизменным у каждого, потому что всякий упражнял учеников на разные лады".

Сегодня обилие разноплановых учебников и пособий по риторике, а также всевозможных коммуникативно-речевых тренингов, предлагаемых на рынке образовательных услуг, демонстрирует аналогичное положение дел — проблема разработки концепции учебного курса "Риторика" продолжает оставаться актуальной.

Какую цель должна преследовать риторика как учебная дисциплина? Обучать только мастерству устной публичной речи или формировать навыки создания текстов разных жанров? Изучать только языковые способы создания эффективной речи или же весь комплекс вербальных и невербальных методов и приемов воздействия на аудиторию? Ответы на эти вопросы обусловливают узкое и широкое понимание риторики, а также соответствующее концептуальное содержание курса "Риторика".

Автор настоящего пособия стоит на исследовательских позициях рассмотрения риторики как науки, направленной на развитие речемыслительной деятельности человека, т. е. на формирование умений и навыков, связанных с созданием текстов: от популярных жанров устной публичной речи (таких, например, как поздравление или информационное сообщение) до художественных текстов.  

Содержательным стержнем пособия выступает классический риторический канон, фиксирующий этапы построения любого речевого произведения. Обращение к риторическому канону — достаточно традиционная стратегия, к которой прибегают авторы учебников и учебных пособий по риторике. Однако в данном случае традиционность вовсе не является отрицательной характеристикой, а только подчеркивает живучесть классического алгоритма работы над текстом, освоение которого под силу даже начинающему. Кроме того, компоненты канона допускают возможность их современной интерпретации, что создает условия для постоянного совершенствования процесса речепроизводства.

Лейтмотивом пособия стала идея преемственности и, вместе с тем, переосмысления современной риторикой теоретических постулатов прошлого. Не случайно его открывает вводный текст "Риторика: от традиций античности до тенденций современности", а в каждом разделе представлен небольшой исторический обзор изучаемой проблемы.

Содержание пособия включает в себя пять основных разделов, соответствующих структуре риторического канона. В каждом разделе излагаются основы общей риторики. При этом теоретической базой пособия выступают работы таких исследователей, как А.К. Михальская, Ю.В. Рождественский, И.А. Стернин, Е.В. Клюев, Е.Н. Зарецкая, А.А. Чувакин, А.А. Ворожбитова, О.И. Марченко, Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон, М.И. Панов и др.

Основную часть пособия занимает практикум, сопровождающий три главных раздела пособия ("Инвенция…", "Диспозиция…", "Элокуция…") и состоящий из трех типов заданий: 1) вопросы и рефлексивные задания; 2) аналитические задания; 3) задания на продуцирование речи. Первый тип заданий ориентирован на осмысление и расширение базового теоретического материала — на приращение знания, на развитие эрудиции. Второй тип заданий непосредственно направлен на приобретение аналитических навыков, выявляющих риторическую специфику текста. Третий тип представляет собой самый высокий уровень в системе предложенных заданий: он связан с процедурой создания текста и его презентацией.

Практическая часть пособия демонстрирует приверженность автора коммуникативно-деятельностному подходу к обучению. Об этом  свидетельствуют характер многих заданий: создать кластер, написать диаманту, изложить свои мысли в "письме другу" или в "письме преподавателю", принять участие в ролевой игре, предполагающей как подготовленность речи, так и импровизацию, оформить анализ в виде таблицы, систематизирующей представления о том или ином процессе или явлении, и т. п. Стоит отметить, что ряд интерактивных заданий направлен не только на приобретение и оптимизацию навыков устной публичной речи, но и на развитие умений создавать связные письменные тексты.

Основным материалом, предлагаемым для анализа, являются тексты публичных выступлений современных политиков, общественных и религиозных деятелей, авторитетных представителей науки, культуры и искусства. Также используются фрагменты художественных и философских произведений, научно-популярные, публицистические, рекламные и деловые тексты. Основным источником президентских речей стал официальный сайт Президента РФ www.kremlin.ru, текстов выступлений Патриарха Алексия II — официальный сайт Русской православной церкви www.mospat.ru.

Подбор текстов для анализа осуществлялся с учетом их просветительского, нравственно-этического и эстетического потенциала. Некоторые тексты протокольно-этикетного и информационного характера сконструированы автором для учебных целей.

В данном пособии, несмотря на заявленный автором широкий подход к трактовке риторики, пальма первенства отдается устной публичной речи — традиционному объекту изучения риторики. Именно поэтому в структуру пособия, помимо разделов, посвященных ментальной, композиционной и словесной разработке речи, входят разделы, затрагивающие этапы запоминания речи и выступления с ней перед аудиторией. В разделе "Мемория…" дан тренинг по улучшению запоминания текстовой информации, предложенный специалистами кемеровской школы риторики. Раздел "Акцио…" ориентирован на активизацию рефлексии обучающихся над проблемами эффективности речевой коммуникации.

Стоит отметить, что пособие содержит еще и два приложения.

В Приложении 1 представлены публичные речи, предназначенные

для комплексного риторического анализа. Автор надеется, что предложенные тексты публичных выступлений вызовут несомненный интерес у студентов, поскольку их адресанты — одни из лучших риторов ХХ — XXI веков.

Приложение 2 посвящено особому разделу — истории риторики, который, как правило, выносится на самостоятельное изучение. Здесь предлагаются темы сообщений по истории риторики (от античности до наших дней), приводится список литературы, отражающий современное состояние данной области знания. Можно порекомендовать студентам подготовить выступления на предложенные темы и провести среди обучающихся конкурс ораторов.

Обращаем ваше внимание на то, что данное пособие — это базовая часть учебно-методического комплекса по риторике, предназначенного для филологов. Материалы пособия позволяют исключить некоторые тематические аспекты из лекционного курса и организовать самостоятельную работу, связанную с их изучением. Дополнительным компонентом учебно-методического комплекса является хрестоматия "Риторика". Она включает в себя статьи, а также фрагменты книг и статей, которые необходимы для глубокого понимания изучаемого материала, однако не всегда доступны студентам. В настоящем пособии даются не только ссылки и указания на хрестоматийный материал, но и предлагаются задания, направленные на его осмысление.

По мнению автора, предлагаемое учебное пособие может быть адресовано не только студентам-филологам, но и самой широкой аудитории, небезразличной к своему коммуникативно-речевому имиджу, который в значительной степени определяет сегодня место и роль личности в социуме.

Добавить комментарий