Приложение 3

Высочайший Указ от 17 апреля 1905 г.

Государю Императору угодно было издать 17 апреля 1905 года следующий указ: "В постоянном по заветам предков, общении со святою православною церковью неизменно почерпая для себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из наших подданных свободу и молить по веленьям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указ 12-го минувшего декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составления, во исполнения сего, в комитет министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертания в основных законах империи Российского начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить []

1) Признать, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вручение не подлежит и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, при чем отпавшее по достижений совершеннолетия от православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучения оно для себя избрало.

2) Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, в недостигшия совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие де своего возраста остаются в прежней своей религии

5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием "раскол", разделив их на три групп: а) старообрядческие согласия, б) сектанство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

6) Признать, что постановления закона, дарующая право совершения общественных богомолений и определяющая положение раскола
в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектанских толков, учение же из религиозных заблуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы церкви православной, но не признают некоторых принятых с обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядских и сектантских домов, точно так же, как разрешение их и закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование "настоятелей и наставников", при чем лица эти, по утверждению их в должностях надлежащею правительственно властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную службу, и именуясь разрешения той же гражданской власти, принятым при постриг именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащего им среди этого духовенства положения, без употребления однако православных иерархических наименований.

10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п.9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в семь случае пользуются все вообще духовные лица.

11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношения заключения ими с православными смешанных браков.

12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез комитет министров до высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных ест, кроме таких молелен, закрытие коих вызванных собственно неисполнением требований устава строительного.

13) Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремента церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовного начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований устава строительного. Изъятия из общаго правила, если таковы будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могут быть установлены только в законодательном порядке.

14) Признать, что во всякого рода учебных заведениях, в случае преподавания в них Закона Божия инославных христианских исповеданий, таковое ведется на природном языке учащихся, при чем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их учителям того же исповедания []

17) Независимо от этого привести в действие и остальные утверждения Нами сего числа положения комитета министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 декабря минувшего года.

Слово Церкви // Старообрядческий церковно-общественный журнал. — 12 апреля 1915.

 
   

Добавить комментарий