1.Назовите основные тенденции реформационных процессов в период патриаршества Никона. Чем, на ваш взгляд, была вызвана необходимость церковных реформ?
2. Каковы внутренние причины раскола? Какова в этом роль патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, противников реформ?
3. Попытайтесь определить социальную опору «ревнителей древлего благочестия» в XVII, XVIII, XIX веках, в начале XX века. Какие тенденции в данном случае можно выделить?
4. Сформулируйте основные положения и дайте анализ источников идеологемы «Москва – третий Рим».
5. Расскажите об основных этапах законодательной политики правительства по отношению к старообрядчеству в XVII, XVIII, XIX веках. Чем отличались законодательные акты начала XX века от предыдущих периодов?
6. Укажите основные направления дореволюционной историографии.
7. Сформулируйте основные положения демократического направления отечественной историографии. С именами каких историков они связаны?
8. В чем заключались особенности взглядов историков-марксистов на проблему раскола? Какие направления отечественной историографии вы еще можете выделить?
9. Назовите работы известных вам старообрядческих авторов. Дайте их характеристику.
10. Какие старообрядческие согласия вы знаете? Расскажите об их идейных и вероучительных особенностях.
11. Какие региональные и духовно-административные центры старообрядчества можно выделить? Назовите причины, этапы и направления старообрядческой миграции.
12. Чем, на ваш взгляд, староверие начала XX века отличалось от староверия на предыдущих этапах его истории? Какие общественно-политические инициативы старообрядцев начала XX века вы можете назвать?
13. Дайте характеристику внутренней организации старообрядческих общин. Расскажите об особенностях материальной и духовной культуры старообрядчества.