Ключевые понятия:
Единоверие, инквизитор, митрополия, оклад, санкции, церковь, часовня
Выше неоднократно затрагивались вопросы, связанные с отношением церковных и гражданских властей к старообрядчеству. Законодательство того или иного периода является одной из основных, ключевых тем в церковном расколе второй половины XVII столетия. Как отмечалось, именно законодательные инициативы правительства способствовали, например, массовым старообрядческим миграциям и образованию старообрядческих центров; интерпретация того или иного законодательного акта влияла на координацию идеологии, выделению новых согласий в староверии, характеризовала эволюцию внутренней политики правительства в той или иной период. Одной из интереснейших исследовательских проблем является проблема анализа противоречий между церковными и светскими властями по отношению
к расколу. Нужно указать и на то, что конкретное применение указов на местах, реальная ситуация, как правило, вносили свои, нередко существенные коррективы. Конечно, в законодательной политике правительства прослеживаются свои, хотя и не лишенные противоречий, тенденции. Попытаемся выделить их.
Наибольшей жесткостью отличались указы первых после раскола десятилетий (1667-1699). Санкция на преследования староверов была дана московским собором 1666-1667 гг. Для этого периода характерен "церковный" взгляд на решение проблемы раскола, по которому еретики и раскольники, согласно мнению церковных иерархов, подлежали "градскому" суду и казни. Розыск старообрядцев и исполнение приговоров поручались воеводам. Хотя инициировало, как правило, судебные разбирательства духовенство. Надо сказать, что подобный подход официального духовенства, во всяком случае его части, будет наблюдаться на протяжении всего дореволюционного периода. Своего апогея "противораскольнические" меры примут к апрелю 1684 г., когда составляется инструкция из "12 статей" (позже узаконенная царем и Боярской Думой). Самым мягким наказанием для тех, кто сделал что-либо для оказания раскола "спроста",являлось наказание батогами. Для других категорий старообрядцев, особенно наиболее последовательных, предписывались пытки, сжигание в срубе; битье кнутом, значительные денежные штрафы и конфискация имущества для тех, кто оказывал поддержку староверам. В этот период "истребительской" политики, проводимой правительством, происходит массовый отток старообрядческого населения на окраины государства, за рубеж. Начинают образовываться старообрядческие центры, определяться линии разлома старообрядческого движения.
В петровском законодательстве (1699-1724 гг.) прослеживаются несколько тенденций. Характерно применение экономических санкций: штрафов за неявку на исповедь, бородовая пошлина; существовали определенные имущественные ограничения. Наиболее значимыми явились указы 1716 и 1718 гг. о введении двойного подушного оклада. Время до его отмены в 1782 г. составило целую эпоху в истории старообрядчества.
При Петре I создается ряд учреждений, в компетенцию которых входила борьба со старообрядчеством: Розыскная раскольнических дел Канцелярия, находившаяся в ведении Сената; Канцелярия Тайных Розыскных дел; вводятся должности инквизиторов и протоинквизиторов, особый институт сыщиков "по раскольническим" делам, состоящий из гвардейских поручиков. Последние выполняли чисто фискальные функции по переписи старообрядцев и записи их в двойной оклад. Наиболее важные дела рассматривались в Преображенском приказе (после 1721 г. передавались в ведение Духовной Коллегии). Естественно, существовали и ограничения в области гражданских прав. Старообрядцы, за исключением пашенных крестьян, были обязаны носить особое платье, запрещалось свободное место жительства, переход с одного места на другое, занимать выборные и государственные должности, быть свидетелями в суде и т.д. Однако в эти годы несмотря на жесточайшее сопротивление церковных властей старообрядчество получит возможность частичной легализации.
В послепетровский период использовались законодательные акты, разработанные и принятые при Петре I. Сохраняются основные гражданские должности и учреждения, занимающиеся борьбой со староверием. В целом до 1740 г. включительно правительственную политику характеризует практически полная преемственность петровского законодательства.
Попытки смягчить меры борьбы со "зловредным расколом" отчасти прослеживаются при Елизавете Петровне. Старообрядцы приобретают право отлучек и перехода с одного места на другое, с 1761 г. староверам, ушедшим за границу, разрешается возвращаться в Россию. Конечно, противостояние сохраняется и в этот период, напомним хотя бы Чаусское самосожжение 1756 г., унесшее жизни не одного десятка крестьян. Но, как отмечается в исследовательской литературе, при Елизавете Петровне закладываются основы политики "смягчения" мер по отношению к старообрядчеству, продолженные в последующие периоды.
При Петре III и Екатерине II четко прослеживается процесс дальнейшей легализации старообрядчества. Подтверждается это прекращением ряда судебно-следственных дел, стремлением (отнюдь не бескорыстным) вернуть в Россию ушедших за рубеж от преследований староверов. Хотя, если вспомнить "выгонку" Ветковских старообрядцев 1764 г., добровольного переселения не получилось. Но при Екате-
рине II староверам разных сословий возвращаются гражданские права: отмена указа на бритье бороды, отмена ношения особого платья, разрешается свободная запись в купечество. В 1782 г. отменяется двойной подушный оклад, закрывается ряд учреждений, занимавшихся борьбой с расколом. Как уже говорилось, Екатериной II вводится название "старообрядцы" вместо употреблявшегося в официальных документах "раскольники" (это требование будет повторено в Манифесте о началах веротерпимости в апреле 1905 г.).
Отличительной особенностью эпохи просвещенного абсолютизма является окончательное подчинение интересов церкви в борьбе с расколом государственным интересам. Другая отличительная особенность — прежние законодательные акты не отменялись, что давало возможность для широкой трактовки и злоупотреблений в их применении на местах. Неудачная попытка разрешить проблему раскола посредством учреждения единоверия в1800 г. показала, что корни церковного конфликта второй половины ХVII века лежали не только в области обрядово-догматических споров.
В XIX столетии правительственная политика по отношению к старообрядчеству включила в себя все тенденции и противоречия, заложенные в нее в XVIII веке. "Прекрасное начало" дней Александра I закончилось для староверия принятием нескольких законодательных актов, существенно ограничивших права старообрядцев. Так, указом от 27 мая 1820 г., вводятся правила о замещении должностей на купеческих и мещанских выборах в городах, посадах, волостях. На всех указанных уровнях власти должности занимались только людьми "православного исповедания", притом не зависимо от численности проживающего в них старообрядческого населения. Исключение могли составлять старообрядцы, "приемлющие священство", или те направления беспоповцев, которые допускали брак и моление за императора. Правила, разработанные в указе от 26 марта 1822 г., разрешали прием "беглых" священников из официальной церкви, но в то же время запрещали строительство новых старообрядческих церквей, часовен и моленных. Здесь однозначно прослеживается стремление ограничить распространение староверия.
Наибольшей последовательностью в этом смысле отмечено правление Николая I. С 1826 г. начинается явное ужесточение мер по отношению к старообрядцам. Прежде всего это касается старообрядческих культовых зданий — церквей, часовен, молельных домов (закрывались, как имеющие вид "православных храмов"). С 1827 г. ужесточаются меры по отношению к переходящему в старообрядчество из официальной церкви священству. Десятки старообрядческих священников и наставников беспоповских согласий окажутся в тюрьме. Разгрому подвергся ряд старообрядческих монастырей и центров (Иргиз, Выговская пустынь); старообрядцев насильственно приписывали
к единоверческим приходам. Это касалось не только старообрядческих общин в европейской части страны, но и в Сибири. В 1835 г. пересматриваются правила о купеческих и мещанских выборах. На должности, связанные с особым влиянием на общество (городского главы, городового старосты, ремесленного головы), предписывалось избирать только православных или единоверцев. В городовой магистрат могли выбираться и старообрядцы-поповцы, но при условии, что большинство
в магистрате принадлежало бы к православным. Закрываются старообрядческие школы. С 1830 г. запрещается въезд в Россию зарубежных старообрядцев. Несмотря на это беглопоповцы, поскольку ограничительные меры касались прежде всего этого направления (гетерогенный мир беспоповских согласий был менее зависим от выходящих указов), смогли организовать в 1846 г. за границей архиерейскую кафедру.
В том же году в старообрядчество перешел на основании соответствующих канонических правил босно-сараевский митрополит Амвросий. Кафедра находилась в селе Белая Криница, находившемся на территории Австрийской империи (отсюда другое, "бытовое", название согласия — "белокриницкое", или "австрийское"). Следовательно, после приема митрополита старообрядцы получили возможность самостоятельного рукоположения священнослужителей — епископов, священников, диаконов, возможность организации собственных приходов. Это не могло не вызвать жесточайших преследований со стороны правительства. Тем не менее уже в первые десятилетия своего существования согласие получило распространение как в европейской части страны, так и в Сибири. Более того, ее организационная структура, заложенная в первые десятилетия, просуществовала, пусть и с незначительными изменениями, до 1920-1930-х гг. "Охранительные" тенденции будут продолжены в указах Александра II и при Александре III.
В1874 г., несмотря на проводимые в стране либеральные реформы, запечатываются алтари храмов на Рогожском кладбище — центре белокриницких старообрядцев; административную высылку или многолетние сроки тюремного заключения получает ряд старообрядческих епископов. Хотя указом 1883 г. старообрядцы практически уравнивались в правах с православным населением империи, им не разрешалось богослужение с проявлением схожих с официальной церковью форм, запрещалось использовать облачения духовенству, вынос икон, колокольный звон. Со временем меры будут ужесточены. Реакцией на это станет внутренняя консолидация староверия, столетиями способствовавшая его выживанию. Начнется нелегальная организация съездов, активизировавших общественную жизнь староверческих обществ. Инициатива их проведения в этот период, как правило, принадлежит влиятельным староверам, имевшим вес не только в старообрядческих общинах. Возможно, что определенным успехом их деятельности станет указ Уголовного Кассационного департамента Сената 1897 г. о разрешении общественного богослужения в частных домах (многие купеческие семьи издавна имели свои богато украшенные моленные). Число моленных, согласно официальной статистике, резко возрастет, что даст возможность Синоду заявить о "правительственных льготах" старообрядцам и продолжить традиционный путь борьбы со староверием. Так, в апреле 1900 г. выйдет циркуляр МВД "О преследовании лжеиерархов", т.е. старообрядческих священников и епископов. Циркуляр был явно направлен против активно распространявшейся белокриницкой иерархии.
Изменит ситуацию только внутриполитический кризис начала
XX века. Одним из первых шагов в этом направлении станет указ от 17 апреля 1905 г. "Об укреплении начал веротерпимости" и Манифест от 17 октября 1905 г., провозгласивших общие принципы свободы вероисповедания и гражданских свобод. Конкретная реализация правительственных свобод станет возможной после указа от 17 октября
1906 г. "О порядке устройства общин", по которому старообрядческие общины получили права юридического лица, соответственно право регистрировать общины, иметь общинную собственность.
Период начала века не был лишен противоречий и прежней непоследовательности властей. Старообрядчеству потребуются значительные усилия и средства, чтобы реально воплотить в жизнь провозглашенные правительством свободы. Но, несмотря на все сложности, именно в начале века старообрядчество заявит о себе достаточно мощно, что позволит короткие 12 лет свобод назвать его "серебряным веком".