Не имея возможности дать анализ всей, известной на сегодняшний день старообрядческой литературе, остановимся на отдельных сочинениях старообрядческих авторов, имеющих, на наш взгляд, не только источниковедческое, но и историографическое значение. Выход подобного рода работ стал возможен только после дарования религиозных свобод, т.е. 1905 г.
Концептуальную и фактологическую значимость имеет ряд сочинений старообрядческого историка, писателя и экономиста И.А. Кириллова (1882-1974). В 1913 г. выходит его первая работа, посвященная одной из сложных и запутанных исследовательских проблем — старообрядческой статистике. По мнению более поздних авторитетных исследователей, в ней давался полный анализ почти всех известных источников и литературы по данной проблеме. Беспомощность официальной статистики И.А. Кириллов объяснял тем, что до 1905 г. она была "разведкой правительства в неприятельском лагере", "способе искоренения" старообрядчества. Статистика официальных правительственных органов обвиняется им в бессистемности, использовании архаичных приемов. И.А. Кириллов верно указывал, что церковная и светская администрация разного уровня, в силу своих причин, была заинтересована в преуменьшении числа старообрядцев (это будет убедительно показано и в более поздних серьезных исследованиях). Он пытается решить и такой принципиальный вопрос, как определение границ и признаков старообрядчества (нередко зыбкими были границы не только между старообрядческим, но и "православным" населением). По мнению Кириллова, это нужно делать "изнутри", исходя исключительно из точки зрения того или иного старообрядческого согласия к официальной церкви. Он указывал на недостоверность как официальной статистики, так и неофициальных (И. Юзов, А.С. Пругавин) подсчетов. В целом старообрядческое движение в России оценивалось им порядка 10 миллионов человек. В своих исследованиях И.А. Кириллов поставил вопрос и о связи старообрядческой этики с развитием капиталистических отношений в России (этот вопрос вновь актуализирован исследователями в последнее десятилетие). В этом подходе проявилось стремление старообрядческого исследователя использовать новейшие приемы и методы исследования, существовавшие к этому времени, в частности, заявленные в работах известного немецкого социолога М. Вебера, проследившего влияние протестантизма на хозяйственную этику отдельных западно-европейских стран.
Опыт серьезного историософского осмысления не только старообрядчества, раскола, но и истории России проделан И.А. Кирилловым
в работах "Москва — третий Рим" (1914) и особенно в книге "Правда старой веры" (1916). В указанной работе позиция автора тесно переплетается с идеями славянофилов и почвенников, видевших, как известно в основе социального и духовного развития России ее самобытность, "национальную почву". Хотя в других своих работах он подчеркнуто дистанцируется от этих направлений общественно-полити-ческой мысли, считая, что преодоление указанных концепций не только его задача, но и всего русского национального самосознания. Кириллов подчеркнуто использует в своем исследовании труды "внешних", не старообрядческих авторов, чье отношение к староверию нередко носило откровенно враждебный характер.
Со славянофилами И.А. Кириллова сближает отрицательный взгляд на петровские реформы (хотя автор не отрицает необходимости отдельных, "полезных" реформ), в результате которых был нарушен естественный ход развития страны. Отрицательные последствия реформ Кириллов прослеживает во всех областях современной ему русской государственной и религиозной жизни. Успех реализации мощного внутреннего и внешнего потенциала русского народа зависит от степени возврата к "старой вере", где он скрыт, к русским традиционным началам, религиозности народа. И.А. Кириллов прослеживает
и степень влияния (по его мнению, весьма значительное) старообрядчества на духовную, интеллектуальную и хозяйственную жизнь страны. Так, среди представителей крупнейшей предпринимательской элиты страны в Нижнем Новгороде, Петрограде, Москве им выделяются династии Бугровых, Громовых, Морозовых, Рахмановых, Рябушинских, Гучковых. Кириллов называет некрополь на Рогожском кладбище местом, на котором "написана история Российского предпринимательства". "Правда старой веры" написана на широком историческом фоне, касается основных тем русской истории, рассматриваемых автором через призму старообрядческого движения: противостояние Востока и Запада, отношение старообрядцев к государству, русской культуре, семье, русской школе, просвещению, "мирской" (общественной) жизни. Как старообрядческий исследователь, И.А. Кириллов не мог обойти причин раскола, явившихся, по его мнению, следствием проникновения чуждых идей, в церковную жизнь при Алексее Михайловиче. И.А. Кириллов отрицательно относится к восточным патриархам, приезжавшим из "порабощенного турками отечества" исключительно с корыстными побуждениями. Патриархи умело играли на честолюбии патриарха Никона, а затем осудили его в угоду царю и предали "страшному проклятию старую русскую веру". Следствием раскола, по мнению писателя, явилось разделение между русским народом и церковной властью, в дальнейшем усугубленное петровскими реформами. Основная ошибка Петра, по Кириллову, — это страстное стремление сделать из русского царства империю, со всеми "подробностями", которыми обладали империи на Западе. Чрезмерная увлеченность реформами, игнорирование национальной специфики вызвало к движению противоположные культурные силы: "западные", которые поддержала светская власть, официальная церковь, "интеллигентское общество" (критике последнего автор уделяет в работе немалое место) и силы "восточнославянские", в лице всего русского народа. Старообрядчество, как считает Кириллов, отразило всю глубину бытия русской жизни, "ум и сердце русского человека". И.А. Кириллов определяет старообрядчество исключительно как религиозное движение протеста, с сохраненными чертами славянской культуры, направленное против враждебных христианству сил — католичества и цезарепапизма (первыми яркими представителями указанных сил явились Никон и
Петр I). Именно И.А. Кирилловым подчеркивается (помимо первых писателей-старообрядцев), что внутренний конфликт раскола напрямую связан с кризисом национальной идеи Москвы: "третьего Рима".
Среди других обобщающих работ старообрядческих исследователей отметим труды В.Г. Сенатова, А.С. Рыбакова (отца известного историка Б.А. Рыбакова), исторические и полемические сочинения апологетических писателей: Ф.Е. Мельникова, епископа Арсения Уральского (А. Швецова), видевшего в старообрядческом движении народный протест против католической экспансии. В эмиграции выходит работа известного промышленника-старообрядца В.П. Рябушинского "Старообрядчество и русское религиозное чувство", основную причину раскола определявшего как конфликт "духа" веры. На современном этапе можно выделить упомянутые философские работы М.О. Шахова.