Индийская сказка
«Жил однажды царь, а у того царя был очень набожный советник. Он горячо верил в Бога и половину своего жалованья отдавал бедным людям.
– Всевышний – наш отец и хранитель, а мы – его дети. Что он ни делает, все к лучшему. Мы не всегда понимаем неисповедимую его волю, но рано или поздно он наставляет нас на путь истинный, показывает, как зло оборачивается благом, – говорил советник. Любимые его слова были:
– Если Бог допускает что-то, значит, это во благо.
Было лето, время, когда созревает манго. Царь их очень любил. Однажды разрезал он плод манго и отрезал напрочь свой мизинец. Когда советник узнал об этой беде, он поспешил выразить царю свое участие.
– Не надо горевать об этом, мой повелитель, – сказал советник царю в утешение. – Что Бог ни делает, все во благо.
Разгневался царь на эти слова. «Как он смеет говорить мне это! – подумал царь. – Разве потеря пальца может быть благом для кого бы то ни было? Он мне нисколько не сочувствует, и я ему этого не забуду!»
Царь приказал заточить советника в темницу и сказал ему:
– Посмотрим, как поможет тебе твой Бог. А если и нет – жалеть не о чем! То, что с тобой произошло, – это во благо, и ты должен безропотно принять свой жребий.
Один раз царь поехал на охоту. Охотники выследили дикого быка и погнались за ним. Бык убегал все дальше и дальше в лес. Вдруг откуда ни возьмись выскочили люди из свирепого лесного племени и с дикими воплями погнались за царем и его слугами. Царская свита перепугалась и обратилась в бегство. Царь за ними не поспел, дикари его схватили, связали и собрались принести в жертву своей богине. Когда лесные люди стали осматривать его тело, обнаружилось, что у человека, предназначенного в жертву богине, не хватает мизинца.
– Нельзя предлагать богине неполноценную жертву, – сказали они. – Богиня рассердится, и гнев ее падет на нашу голову.
Так и пришлось им отпустить царя на волю. Тут только понял он, чем обязан своему избавлению: недостающий мизинец спас ему жизнь. Вот когда открылась ему истина, заключенная в словах министра: «Что Бог ни делает, все к лучшему!»
По возвращении в столицу царь тотчас приказал освободить советника и доставить его во дворец. Царь стал просить у него прощения:
– Ты говорил мне чистую правду, а я не оценил справедливости твоих слов и так жестоко обошелся с тобой! Простишь ли ты своего царя?
Советник был растроган:
– Теперь ты видишь, о повелитель, что все в божьих руках? Не нужно извиняться: то, что ты сделал, спасло мне жизнь. Если бы ты не заточил меня в темницу, то меня вместе с тобой захватили бы в плен и принесли бы в жертву богине: у меня ведь нет физических недостатков! Поистине, что Бог ни делает, все к лучшему!
♦ Каким был советник царя? Можно ли назвать его мудрым человеком?
♦ Согласны ли вы с мнением советника, что зло всегда оборачивается благом? Подтвердите это примерами из своей жизни.
♦ Как бы вы поступили на месте царя, потерявшего палец? Были ли в вашей жизни моменты, когда та или иная неудача вызывала у вас в первый момент приступы гнева? Как вы справлялись со своими чувствами?
♦ Если бы вы были на месте советника, что вы сказали бы царю после своего освобождения?
♦ Вспомните те или иные моменты жизни, когда тяжелые события явились причиной появления чего-то важного.
♦ Как вы думаете, изменится ли царь после этого случая? Напишите историю о царе и его советнике, в которой царь в какой-либо подобной ситуации будет вести себя по-другому.»
(Цит: кн. V, разделы «Семья», «Азбука мудрости».)