(3-й класс)
– Как наша книжка добрых слов поживает?
– Умеем ли мы ею пользоваться?
– А злые слова из страны Злобули не смогли пробраться к нам за это время? Нет? Очень хорошо.
– Я думаю, что мы с вами все крепче будем дружить с добрыми словами, любить добрые поступки. А какой поступок можно назвать добрым?
– Верно, тот, в котором проявляется уважительное, доброжелательное отношение к другим. Попробуем собрать вместе наши добрые поступки. Пусть каждый из вас подумает и на карточке запишет те добрые поступки, которые он совершил за последнюю неделю. Мы соберем все наши добрые поступки вместе вокруг доброй улыбки, хорошо? Это нам поможет и дальше жить по-доброму.
Учитель прикрепляет на доску изображение радостного лица с доброй улыбкой. Это может быть кукла, значок, вырезанная фигурка Буратино. Вокруг изображения прикрепляются карточки. Учитель включает пластинку с песенкой кота Леопольда о добрых делах. Когда все карточки прикреплены, учитель читает их. Карточки потом раскладываются по конвертам.
– Смотрите, сколько добрых поступков нас окружает. Это очень радостно, и наша улыбка становится еще краше, верно? Мы вспомнили многие добрые поступки. Давайте дополним их добрыми поступками героев книг. (Хорошо, если учитель с помощью шефов заготовит рисунки с изображением героев книг. По мере того как дети вспоминают добрые поступки своих любимых героев, их изображения появляются на доске или стенде).
– А сказать другому, что в его характере есть хорошего, – это добрый поступок? Правильно. Очень важно не забывать говорить людям, чем они хороши и приятны вам. Им захочется быть еще лучше. Вот и совершим этот добрый поступок сегодня на нашем занятии: скажем каждому, чем он хорош, охарактеризуем его добрыми словами. Хотите?
– Тогда сделаем так: я называю по очереди каждого, тот выходит к столу, и вы говорите о нем все те добрые слова, которых он заслуживает. И я тоже к этому присоединюсь. Хорошо?
Учитель называет детей в той последовательности, в которой он сочтет нужным. Высказывания детей он дополняет своей доброй характеристикой, особенно в отношении тех детей, кого не замечают или не любят в классе. Хорошо, если этот фрагмент занятия учитель запишет на магнитофон: это и память для ребят, и материал для учителя. В любом случае очень важно запомнить те характеристики, которые будут давать дети своим товарищам.
– Видите, как много в нас хорошего, доброго.