«Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности (бессмысленно избирать нечто, лежащее за предметами реальности, например тостер – детям далекой сельской школы, не знающим и газовой плиты, или пуанты – детям, не видевшим балета); ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету.
Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на столике – очки, на красивом блюде – красное яблоко, через эпидиаскоп на экране – кусочек мела.
Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в нем весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть, впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет, что он только «для писем»; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь «сосуд для молока» – это все то же социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро поднимается до духовных вершин: «почтовый конверт» служит «любви», «помощи», «поддержке другому человеку», а «кувшин» становится средством «добра», «общения», «заботы».
Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая по численности, возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов.
«Презентация мира» может выступать частью какой-то обшир-ной программы, например, проводиться на вечере отдыха, во время чаепития, в лесу на полянке и даже на уроке по ходу изучения нового для детей научного явления. Разумеется, исходным условием такого широкого использования служат профессиональные качества педагога, а именно его ценностно-духовное восприятие мира.