(по методике Н.Е. Щурковой)
Н.Е. Щуркова предлагает систему творческих заданий через различные формы воспитательной работы, направленной на развитие «личности, способной стать стратегом собственной жизни, обладающей духовной культурой» [81, с. 5]. во многих школах педагоги ограничивают свою функцию передачей знаний, игнорируя процесс воспитания, а это вызывает негативные явления – хамство, анархизм в школьном режиме и чертах поведения детей, в котором зачастую проявляется агрессия, нигилизм, эгоизм, цинизм. В целях духовного возвышения школьников исследователь предлагает авторские разработки различных форм групповой деятельности в системе внеклассных воспитательных мероприятий, приобретающих характер духовной деятельности. Под воспитательным мероприятием автор подразумевает «групповое коллективное дело, организованное педагогом в целях воспитательных коррекций развития личности» [81, с. 5]. Не ставя здесь задачу подробного анализа данной методики, акцентируем внимание на ее социоадаптивной направленности (более подробно о методике Н.Е. Щурковой см. например, [13, 43, 82–85]). Как преподаватель общеобразовательных предметов, так и социальный педагог должны готовить детей к взрослой жизни, способствовать процессу их успешной социализации. На это направлены и творческие задания, разработанные Н.Е. Щурковой. И хотя автор предполагает их проведение в контексте всей воспитательной системы школы, однако многие из заданий можно использовать и в работе социального педагога и психолога в различных социальных центрах и на внеклассных мероприятиях в общеобразовательной школе.
Ниже приводятся примеры некоторых форм групповой деятельности детей по методике Н.Е. Щурковой [81, 82].