Вопрос о соотношении этих понятий в современной науке до сих пор является дискуссионным. В данной работе принята позиция
М.А. Галагузовой, определяющая методику социально-педагоги-ческой деятельности как «совокупность содержания методов, средств и норм контроля социально-педагогической деятельности», а технологию – как «совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом» [80, с. 3].
Социоадаптивные качества или социальные ресурсы личности – это «совокупность средств, которыми обладает и которые использует человек для обеспечения эффективного социального функционирования личности и поддержания оптимального функционального состояния в процессе адаптации» (С.А. Шапкин, Л.Г. Дикой, Е.В. Руденский). Иными словами, это качества, способствующие успешной социализации личности (например, оптимизм, сотрудничество, самостоятельность и т.д.). В данной работе приводятся методические материалы различных авторов, которые акцентируют внимание на формировании тех или иных адаптивных качеств личности. Этих авторов объединяет общий принцип – они считают духовность жизненной способностью личности.
В первой главе пособия анализируются общие теоретические положения, характерные для методик и технологий по формированию социоадаптивных качеств учащихся посредством этического воспитания.
В последующих главах собраны практические материалы и творческие задания по персоналиям ряда авторов (Н.Е. Щурковой, А.И. Шем-шуриной, А. Лопатиной, М. Скребцовой, Н.Б. Куклиной), работающих в данном русле. После каждой главы даны задания и контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов.
В настоящей работе автор не ставит задачу подробного анализа представленных методик, а также освещения всего круга литературы по этической и социальноадаптивной проблематике. В пособии изложен лишь некоторый иллюстративный материал, который может быть использован на практических занятиях по социальной педагогике и при подготовке к зачету по данному курсу студентами, обучающимися по специальностям «Социология» и «Социальная работа». Данный материал может быть также использован в практической работе социального педагога, социального психолога, социального работника, менеджера социокультурной деятельности и представителей профессий, связанных с социотерапевтической, просветительской и социоадаптивной деятельностью.