«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – возвышались седые горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды».
Подошли они к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок. Да это же и есть та красота, которую мы ищем». «Где ты видишь этот цветок?» – удивился человек с холодным сердцем, – это же серый камень. Вот и трещины в нем, вот и пылью покрыт он, камень». «Да, камень, но там внутри цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо только добраться, освободить его из каменного плена».
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок удивительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прислонился пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек».
(Текст цит. по: Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М.: Просвещение, 1988. – с. 97).
13. Ответы детей.
14. Учитель предлагает детям посмотреть (или послушать) произведения искусства, созданные людьми с «горячим сердцем», теми, кто любил свою работу и делал ее с воодушевлением. Это могут быть живописные полотна, репродукции, стихи, музыкальные произведения и т.д.
15. Слово учителя. Он отмечает, что не только великие люди могут быть людьми с «горячим сердцем». Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-либо дело. Например, Маша (имя одной из учениц), которая хорошо вышивает, или Петя, который хорошо рисует, Алеша, который хорошо мастерит, Саша, который хорошо решает задачи, Алена, которая пишет интересные сочинения, Олег, который прекрасный гимнаст и т.д. Учитель показывает поделки детей (которые он взял заранее у учителей рисования и труда без ведома детей, чтобы сделать им сюрприз). Учитель говорит, что желающие могут принести в класс свои поделки, рисунки, стихи или еще что-то, сделанное их руками. Если кто-то умеет играть на музыкальном инструменте – сыграет для класса, кто хорошо танцует – выступит с танцевальным номером, кто умеет хорошо готовить – приготовит что-нибудь и т.д. предлагается устроить на следующей неделе, ближе к выходным, выставку-концерт, если будут желающие принять в них участие. Все заявки и поделки сдавать классному руководителю.