Цель занятия – выход детей на освоение социальных ценностей через позицию целесообразности жизни в гармонии с природой.
Алгоритм занятия
1. Вступительное слово учителя о том, что все мы – частицы единого целого – природы и должны жить с ней в дружбе, так как если мы вредим ей, то вредим себе. Любовь к природе всегда помогала людям жить. Например, великим художникам и композиторам.
2. Просмотр репродукции картин русских пейзажистов – И. Левитана, А. Саврасова, В. Поленова, А. Куинджи и т.д. (В ходе просмотра учитель акцентирует внимание на том, что в этих картинах отражена любовь художников к родной природе).
3. Прослушивание произведений русских композиторов, в которых также отражена их любовь к родной природе. Для прослушивания рекомендуются следующие произведения: Первая симфония В. Калинникова (вторая часть); вступление к опере «Сказание о невидимом граде Китеже» («Похвала пустыне») Н. Римского-Корсакова; экспозиция первой части Первой симфонии П. Чайковского; симфонические картины А. Лядова («Баба Яга», «Кикимора») – этот композитор одушевлял природу в сказочных персонажах. (Из данного списка целесообразно использовать одно-два произведения.)
4. Слово учителя с акцентированием внимания на мысли, что природа дает нам радость красоты и помогает успокаивать нервы. Например, композитор Г. Берлиоз решил убить одного из своих обидчиков. Но путь до обидчика был долгий – два часа в карете через луга и леса. За это время гнев композитора прошел, нервы успокоились, и он отказался от мысли об убийстве и стал любоваться пейзажами, радовался общению с природой, созерцая ее красоту.
5. Прослушивание песни, также отражающей радость человека при общении с природой – «Сторона родная» Д. Маликова.
6. Исполнение этой песни учащимися (под запись или аккомпанемент учителя). Текст песни раздается всем детям.