Цель – освоение детьми социальных ценностей через понятие искренняя дружба, как проявление духовности и социоадаптивного способа отношения человека к миру.
Алгоритм занятия
1. Вопрос преподавателя учащимся: «Сейчас вы прослушаете два музыкальных фрагмента, которые характеризуют два типа дружбы. Какой из них вы выберете и почему?»
2. Прослушивание следующих музыкальных фрагментов, отражающих различные модели отношений, – дуэта кота и пирата из мультмюзикла Г. Гладкова «Голубой щенок» и песни о дружбе из кинофильма «Гардемарины, вперед!» (композитор В. Лебедев).
3. Ответы детей.
4. Этико-психологическая беседа на материале песни Н. Экимяна – Р. Гамзатова «Берегите друзей».
· Прослушивание песни.
· Вопрос детям: «Почему авторы песни призывают прощать друзей за ошибки? Согласны ли вы с этим?»
5. Вопрос детям: «Сейчас вы прослушаете ряд музыкальных характеристик различных персонажей. Кого из них вы бы выбрали себе в друзья, а кого – нет и почему?»
6. Как продолжение пятого вопроса – прослушивание в записи следующих музыкальных портретов: а) кота Леопольда (песня «Если добрый ты» Б. Савельева); б) кота из «Голубого щенка» Г. Гладкова; в) героя «Песенки о шпаге» Ю. Энтина – Е. Крылатова; г) героя песни В. Барыкина «Букет»; д) пирата из «Голубого щенка» и т.д.
Инструкция. Учителю в ходе занятия необходимо незаметно подводить детей к мысли о целесообразности и ценности настоящей дружбы, а не отношений «ты – мне, я – тебе», силы и подчинения. Акцентировать внимание на том, что только настоящий друг поддержит тебя в трудную минуту и что способность к настоящей дружбе привлечет к тебе много хороших людей.
7. Прослушивание (и исполнение) детьми песни А. Зацепина –
Л. Дербенева «Найди себе друга». (Детям раздается размноженный текст песни. Если учитель не владеет каким-либо музыкальным инструментом, петь можно под аудиозапись. Это касается всех песен, использованных в данном спецкурсе.)