Цель занятия – вывести учащихся на освоение социальных ценностей через понятие «тактичность» и снижение значимости некоторых раздражающих факторов (например, мнения бестактных людей).
Алгоритм занятия
1. Прослушивание марша Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
2. Беседа на основе этого произведения по следующим вопросам:
– Счастлив ли Черномор, имея власть и богатство?
– Почему он такой злой?
Инструкция. В ходе этой беседы преподавателю необходимо подчеркнуть, что Черномор мог страдать от насмешек людей из-за своих физических недостатков, и у него выработался комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – это когда человек переживает из-за своих физических недостатков (другие аспекты комплекса неполноценности с детьми пока не рассматривать). Напомнить, что человека надо оценивать не по внешности, а по порядочности. И если тебя кто-то обзывает, не обращать внимания, просто это социально неразвитый человек. Их еще называют бестактными, т.е. людьми, которые не способны чувствовать переживания другого и старающиеся сказать что-нибудь «больное» и обидное. Но мнение таких людей надо игнорировать. Недаром один из мудрецов (Эпиктет) сказал: «Люди справедливые не могут презирать тебя за твою… доброту, а до других людей тебе и дела нет – не обращай внимания на их суждения» [53]. Надо прекратить быть роботом в руках других людей. Они как бы управляют твоим настроением. Захотят – велят человеку быть грустным, испортят настроение, а если «проявят милость», то позволят человеку быть веселым. А надо самому уметь быть хозяином своего настроения и не позволять другим людям управлять вами. Всегда говорите себе: «Я не робот, я свободен, я сам хозяин своего настроения» [17, с. 74]. Необходимо запомнить навсегда, что человек имеет право на любую внешность – уши, нос, полноту, худощавость, рост, вес, и никто не имеет право осуждать его за внешность. А если кто кого начнет дразнить за внешность, надо считать дразнящего бестактным и социально неразвитым человеком, потому что он не дорос до понятия, что человека надо оценивать не за внешность, а за порядочность. Надо стараться быть не бестактным, а тактичным человеком. Тактичный человек бережно относится к настроению окружающих и даже неприятные новости пытается сказать так, чтобы сильно не ранить словом другого.
если эти слова преподаватель говорит убедительно, то они оказывают на детей большое воздействие. Постепенно они все реже и реже обращают внимание на бестактные замечания в свой адрес.
В этом отношении особенно важен союз с классным руководителем по поводу пресечения «дразнилок» и установления в классе приоритета порядочности, а не оценок внешности. На этот вопрос надо обратить особое внимание, так как проблема внешности у подростков – одна из самых болезненных и зачастую является причиной последующих неврозов и социальной дезадаптации, отставания в социальном развитии. Необходимо привести примеры людей (из жизни, книг, кинофильмов), которые, будучи некрасивыми или инвалидами, добились успеха и стали счастливыми, игнорируя все замечания и «колкости» по поводу их внешности.
3. Рассмотрение жизни композитора Л.В. Бетховена в аспекте его социоадаптивного отношения к жизни, игнорирования им мнений бестактных людей.
3.1. Прослушивание темы судьбы из первой части Пятой симфонии Л.В. Бетховена.
3.2. Учитель излагает факты из жизни великого немецкого композитора, который стал глухим, когда ему не было еще тридцати лет. Но он продолжал сочинять, так как у него был внутренний слух. Чтобы слышать людей, ему приходилось ходить со слуховой трубкой. Он был плохо сложен и некрасив, поэтому многие брезгливо смотрели на него, как на инвалида. Однако он не обращал на них внимания и говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Вот так он относился к неприятностям. Однако несмотря на «неказистый» вид, инвалидность и бедность он сочинял не только грустную, но и веселую музыку. Несмотря на свои неприятности он сочинил тему радости, которая в истории музыки считается символом радости.
3.3 Прослушивание темы радости из финала Девятой симфонии Л.В. Бетховена.
3.4. Как переходный момент к заключительному этапу занятия вопрос: «Одинаково ли отношение к жизни Черномора и Л.В. Бетховена?»
3.5. Прослушивание фрагментов марша Черномора М. Глинки и темы радости Л.В. Бетховена.
4. Резюмирующая беседа по теме занятия в следующих направлениях:
– Черномор – «хороший или плохой?»
– Мог ли он как-то по-другому построить свою жизнь?
– Почему Л.В. Бетховен говорил: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» [10, с. 81]?
– Имеем ли мы право оценивать людей за внешность?
– Что вы понимаете под словами «бестактный человек» и «тактичный человек?»
– Если человек не обладает блестящей внешностью, может ли он быть счастлив?