Цель занятия – выход учащихся на освоение социальных ценностей через понятия «терпимость», «эмпатия», «юмор», «спокойствие» как характеристики социальных ресурсов человека.
Алгоритм занятия
1. Вопрос учителя детям: «Вы прослушаете сейчас музыкальную характеристику одного из литературных персонажей. Как вы думаете, он оптимист или пессимист?»
2. Прослушивание темы Шерлока Холмса из увертюры к кинофильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» композитора В. Дашкевича.
3. Ответы детей (чаще всего все узнают эту музыку и персонажа. Если не узнают, учитель напоминает им, кто этот персонаж. Дети записывают в тетрадь фамилии и литературного автора (А. Конан-Дойл), и музыкального (В. Дашкевич).
4. Вопрос учителя детям: «Сейчас я зачитаю фрагменты из рассказа А. Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, где Шерлока Холмса обижают и оскорбляют. Вопрос: «Почему Шерлок Холмс так реагирует на оскорбления?»
5. Учитель читает фрагмент из рассказа «Пестрая лента» (можно использовать и другие рассказы, иллюстрирующие неконфликтный, конструктивный стиль общения Шерлока Холмса).
«… Дверь внезапно распахнулась и в комнату ввалился какой-то субъект колоссального роста… Его толстое, желтое от загара лицо со следами всех пороков было перерезано тысячью морщин, а глубоко сидящие, злобно сверкающие глаза и длинный, тонкий костлявый нос придавали ему сходство со старой хищной птицей.
– Ага, вы хотите отделаться от меня! – сказал гость, делая шаг вперед и размахивая охотничьим хлыстом. – Знаю я вас, подлеца. Я уже и прежде слышал про вас. Вы любите совать нос в чужие дела.
Мой друг улыбнулся.
– Вы проныра!
Холмс улыбнулся еще шире.
– Полицейская ищейка!
Холмс от души расхохотался.
– Вы удивительно приятный собеседник, – сказал он. – Выходя отсюда, закройте дверь, а то, право же, сильно сквозит.
– Я выйду, только когда выскажусь. Не вздумайте вмешиваться в мои дела. Я знаю, что мисс Стоунер была здесь, я следил за ней! Горе тому, кто станет у меня на пути… Смотрите, не попадайтесь мне в лапы! – прорычал он … и вышел из комнаты.
– Какой любезный господин! – смеясь сказал Холмс… Сейчас, Уотсон, мы позавтракаем, а затем я отправлюсь к юристам и наведу у них несколько справок.»
(Текст цит. по: Конан-Дойль А. Собрание сочинений: В 8 т. – М., 1966. Т. 1. – с. 433.)
6. Учитель повторяет вопрос: «Так почему Шерлок Холмс не оскорблялся, когда его обижали, к тому же незаслуженно, почему он не накричал на обидчика, не подрался с ним? Он что, был слабым человеком или трусом-«размазней»?
7. Ответы детей.
8. Резюме учителя по этому разделу урока. Примерный текст: «Мир устроен так, что у всех людей есть недостатки. У одних недостатков больше, у других – меньше. Недостатки людей – это неизбежность, закон жизни, как, например, лужи, грязь, дождь. Надо это осознать и предусматривать меры защиты от них. Например, от дождя мы раскрываем зонтик. А от неправильного поведения людей, которое следует по причине их негативного мышления, есть следующая защита: а) юмор; б) спокойствие, невозмутимость; в) сочувствие и понимание того, что все мы с недостатками. Их надо преодолевать. Но мы не можем управлять мыслями и чувствами других, зато можем быть хозяином своих мыслей и чувств и владеть собой (как Шерлок Холмс). И это реально, надо только тренироваться».
9. Домашнее задание – один день «побыть Шерлоком Холмсом», т.е. на конфликтные ситуации реагировать с помощью: а) юмора;
б) спокойствия, невозмутимости; в) сочувствия, понимания проблем другого человека. Наблюдения записать в тетрадь.
10. Прослушивание увертюры В. Дашкевича (темы Шерлока Холмса) как эмоциональное завершение урока.
После цикла данных занятий во внеклассной работе возможна (и желательна) этико-психологическая работа над песней С. Намина –
И. Шаферана «Мы желаем счастья вам» в форме беседы и сюжетно-ролевой игры, драматизации песни, постановки по ней клипа.
Алгоритм занятия
1. Прослушивание песни.
2. Беседа с учащимися на основе следующих вопросов: «Если у человека есть богатство, может ли он обойтись без доброго взгляда, согревающего теплом? Ведь он может просто купить себе друзей и жену. Многие считают, что сила и богатство – главное. Согласны ли вы с этим? Каждый ли человек может искренне сказать слова «Мы желаем счастья вам»?
3. Постановка клипа-инсценировки на основе метода социодрамы, в которой дети исполняют роли: а) человека, преодолевающего трудности; б) явлений, символизирующих эти препятствия; в) добрых людей, искренне желающих счастья другим.
Предлагается один из вариантов сценария.
Детям-«артистам» раздаются следующие роли: снегопада, моря, ветра, грозовой тучи. Это – символы трудностей. Один из учащихся играет роль путника, пытающегося преодолеть трудности. Когда это ему не удается, (так как дети, играющие роли «трудностей», преграждают ему путь), он впадает в уныние (все это мимически, движениями исполняется во время запева). Однако человеку на помощь приходит хор. Дети, не вставая с мест, очень приветливо, по-доброму, поют припев. Они – символы светлых сил, которые есть и в самом человеке, во всех хороших людях, которые живут на земле и вообще в жизни.
И человек, ободренный, преодолевает все препятствия. (Дети, играющие роли преград-символов, расступаются перед ним.) Данная ситуация повторяется и во втором припеве. При повторном припеве все дети (в том числе и «артисты») берутся за руки и исполняют всю песню еще раз, входя в образ мудрых, добрых, искренних людей, помогающих друг другу.