Цель – выход учащихся на освоение социальных ценностей через понятие креативность.
Алгоритм процедур и операций
1. Проверка домашнего задания.
2. Акцентирование учителем внимания детей на мысли, что мобилизация сил, надежда на лучшее всегда предпочтительнее тоски (это является переходом к изложению нового материала о пользе креативного подхода к жизни).
3. Рассмотрение основной темы урока «Креативность».
3.1. Приведение фактов, свидетельствующих о пользе креативного, творческого, нетрадиционного подхода к жизни, например напоминание о Робинзоне Крузо, его мужестве, трудовой активности, психологическом самонастрое, о том как он умел себя успокоить, заменять негативные мысли на позитивные.
«Порою на меня нападало отчаяние. Я испытывал смертельную тоску. Чтобы побороть эти горькие чувства, я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моем бедственном положении есть все же немало хорошего. Я разделил страницу пополам и написал слева «худо», а справа «хорошо», и вот что у меня получилось:
ХУДО
|
ХОРОШО
|
1. Я заброшен на унылый, необитаемый остров и у меня нет никакой надежды спастись.
|
1. Но я остался в живых, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники.
|
2. Я удален от всего человечества; я пустынник, изгнанный навсегда из мира людей.
|
2. Но я не умер с голоду и не погиб в этой пустыне.
|
3. У меня мало одежды, и скоро мне нечем будет прикрыть наготу.
|
3. Но климат здесь жаркий, и можно обойтись без одежды.
|
4. Я не могу защитить себя, если на меня нападут злые люди или дикие звери.
|
4. Но здесь нет ни людей, ни зверей. И я могу считать себя счастливым, что меня не выбросило на берег Африки, где столько свирепых хищников.
|
5. Мне не с кем перемолвиться словом, некому ободрить и утешить меня.
|
5. Но я успел запастись всем необходимым для жизни и обеспечить себе пропитание до конца своих дней. 1raz9elite2
|
Эти размышления оказали мне большую поддержку. Я увидел, что мне не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение. Я успокоился и стал гораздо бодрее. До той поры я только и думал, как бы мне покинуть этот остров; целыми часами я вглядывался в морскую даль – не покажется ли где-нибудь корабль. Теперь же, покончив с пустыми надеждами, я стал думать о том, как бы получше наладить мою жизнь на острове.» (Текст цит. по: Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. – М.: Детская литература, 1966. – с. 64-65).
3.2. Рассуждение учителя о том, как Робинзон Крузо применял метод позитивного диалога с самим собой (правда, он так его не называл) для самоуспокоения, изменения настроения. У него было такое качество, как креативность, т.е. творческий подход к жизни. Вместо того, чтобы страдать, он находил пути улучшения своей жизни.
3.3. Проведение тренинга по закреплению данного метода (метода Робинзона Крузо). детям предлагаются ситуации, которые вызывают плохое настроение. Дается задание: как с помощью позитивного диалога с самим собой успокоить себя. (Возможные ситуации: перед кабинетом зубного врача; машина обрызгала грязью на улице; родители не пустили гулять; на улице обозвал пьяный; нет с собой денег на мороженое и т.д.).
3.4. Заключительный раздел занятия.
· Подытоживающее слово учителя по методу позитивного диалога. Его примерный текст: «Метод позитивного диалога с самим собой – один из примеров позитивного мышления. Позитивное мышление – это мышление, т.е. мысли (то, что мы думаем), которые помогают нам в жизни, а негативное мышление – это мысли, которые мешают нам жить.
· Побуждение учащихся к выводу о том, к чему могут привести негативные мысли (на примере вышеотмеченных ситуаций, интерпретированных через призму негативного мышления).
· Прослушивание песни-дуэта К. Вильбоа – Н. Языкова «Моряки» (Нелюдимо наше море… Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с ней…) как музыкального произведения о людях, преодолевающих трудности. Если останется резерв времени – провести беседу на тему «Как эта песня связана с темами сегодняшнего и предыдущего уроков».