♦ Как вы думаете, все ли люди хотят быть счастливыми? Спросите детей, кто из них хочет быть несчастным?
♦ Как вы думаете, что такое счастье? Нарисуйте свое ощущение счастья.
♦ Расскажите о разных моментах вашей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым. Отражалось ли ваше счастье на ваших занятиях?
♦ Как вы думаете, что вам необходимо для вашего счастья? Осуществление каких желаний принесет вам радость и счастье?
♦ Всегда ли осуществленное желание приносит человеку настоящее счастье? Как вы думаете, осуществление каких желаний может привести человека к несчастью?
♦ Попросите детей написать десять желаний, которые, по их мнению, принесут им счастье. Эти вещи могут быть материальными и нематериальными, и их следует записать в порядке убывания их важности. Материальные вещи следует пометить буквой «М», нематериальные – буквой «Н». Учитель должен выявить общие закономерности в желаниях детей и обсудить их вместе с ними.
♦ Как вы думаете, есть ли что-либо, что является счастьем для любого человека? (Любовь к окружающему миру.)
♦ Отражается ли счастье на лице человека, его жестах и движениях? Нарисуйте или изобразите лицо счастливого человека; изобразите его жесты и движения.
♦ Как вы думаете, может ли человек жить без счастья?
♦ Согласны ли вы с мыслью, что человек создан для счастья?
♦ Какого человека, по вашему мнению, можно назвать несчастным? (Человека, который любит только себя.)
♦ Можно ли считать счастливым человека, у которого есть абсолютно все, о чем только можно мечтать, но нет любви и доброты в сердце? Обсудите с детьми сказку Г. Андерсена «Снежная королева», сказки «Великан-Эгоист», «Счастливый принц» О. Уайльда.
♦ Расскажите о людях, которых вы считаете счастливыми. Спросите своих родителей и друзей, что они думают о счастье и считают ли они себя счастливыми людьми?
♦ Как вы думаете, какими должны быть люди, чтобы в мире воцарилось счастье? Нарисуйте мир счастья.
♦ Как вы думаете, относиться по-доброму к другим людям – счастье? Хотели бы вы иметь такое счастье?
♦ Предложите детям выбрать человека, который им не очень нравится. Попросите их в течение нескольких последующих дней относиться к нему с любовью, уважением и добротой. Дети должны внимательно следить за всеми изменениями, происходящими с этим человеком в эти дни и записывать их.
♦ После того как дети выполнят это задание, спросите их, улучшились ли их отношения с этим человеком. Попросите детей сделать выводы. Скажите им, что теперь они открыли тайну настоящего счастья.
♦ Как вы думаете, может ли счастье быть временным? Было ли у вас временное счастье?
♦ Предложите детям список материальных и нематериальных ценностей в жизни человека. Попросите детей выбрать из этого списка те вещи и понятия, над которыми человек не властен. Потом дети должны разделить остальные ценности на материальные и нематериальные. Каждый из детей должен расположить все перечисленные ценности в порядке их значимости. Можно предложить выписать пять ценностей, наиболее важных для детей. Попросите детей провести соответствия между достижением разных материальных ценностей и соответствующими им нематериальными ценностями и наоборот. Попросите детей объяснить свои списки.
Примерный список, предложенный учителем:
1. Хорошая семья.
2. Большой дом.
3. Здоровье.
4. Хорошее образование.
5. Упорство.
6. Деньги.
7. Уважение и любовь людей по отношению к вам.
8. Друзья.
9. Доброта и отзывчивость.
10. Красивая внешность.
11. Ум.
12. Уверенность в себе и т. д.
♦ Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите и нарисуйте свои ощущения.
♦ Нарисуйте цветок счастья. Напишите сказку про этот цветок.
♦ Предложите детям сделать стенд «Что мы думаем о счастье».
♦ Испытывали ли вы когда-нибудь ощущение счастья, слушая музыку?
♦ Расскажите о самом счастливом дне в вашей жизни. Нарисуйте этот день.
♦ Часто ли вы радуетесь? Чему вы чаще всего радуетесь?
♦ Что такое оптимизм? Считаете ли вы себя оптимистом? Хотели бы вы быть оптимистом? Расскажите о людях, которых вы считаете оптимистами. Каждый ли человек, по вашему мнению, может стать оптимистом?
♦ Что такое радость? Нарисуйте свое ощущение от радости.
♦ Можно ли считать, по вашему мнению, что счастье и радость – очень близкие понятия?
♦ Были ли в вашей жизни случаи, когда вы испытывали счастье, но от этого вам было нерадостно; когда вам было очень радостно, но в глубине души вы чувствовали, что несчастны?
♦ Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы когда-нибудь от счастья и радости?
1raz9elite2
♦ Представьте, что вы приехали в город радости. Опишите и нарисуйте свои ощущения.
♦ Могут ли радость и счастье исцелить человека? Приведите примеры из своей жизни и из жизни своих знакомых.
♦ Как вы думаете, что значит одарить счастьем и радостью других людей? Одаривали ли вы кого-либо счастьем? Расскажите об этих случаях.
♦ Как вы думаете, является ли вера в Бога счастьем?
♦ Очень часто люди употребляют поговорку: «Старость – не радость». Согласны ли вы с этим? Зависит ли счастье от возраста человека? От чего, по вашему мнению, зависит счастье человека: от самого человека или от различных обстоятельств его жизни?
♦ Люди часто употребляют различные пословицы и поговорки о счастье и радости. Объясните их значение. (Не родись красивым, а родись счастливым; не в деньгах счастье, не было счастья да несчастье помогло и др.)
♦ Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей? Какую роль улыбка играет в вашей жизни?
♦ Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?
♦ Представьте, что вы живете в мире, где все всегда улыбаются друг другу. Опишите и нарисуйте этот мир.
♦ Часто ли вы улыбаетесь? Что чаще всего вызывает вашу улыбку? Хотели бы вы улыбаться чаще?
♦ Как вы думаете, что нужно для того, чтобы научиться улыбаться?
♦ Что изменяется в лице и в душе человека благодаря улыбке?
♦ Замечали ли вы, что люди изменяются по отношению к вам благодаря вашей улыбке?
♦ Были ли в вашей жизни случаи, когда благодаря улыбке вы приобретали новых друзей, выходили из затруднительного положения?
♦ Как вы думаете, выздоровление больных шло бы быстрее, если бы врачи чаще им улыбались? Может ли улыбка исцелить человека?
♦ В каких видах человеческой деятельности улыбка является необходимым условием?
♦ Можно ли назвать улыбку чудом? Почему улыбка – чудо?
♦ Были ли в вашей жизни случаи, когда чья-либо улыбка поразила вас настолько, что вы до сих пор не можете ее забыть?
♦ Можно ли разговаривать улыбками?
♦ Как вы думаете, почему люди часто говорят, что улыбка излучает свет? Замечали ли вы свет от улыбки?
♦ Как вы думаете, отличаются ли улыбки у старых и молодых людей?
♦ Нарисуйте своих улыбающихся родителей или друзей.
♦ Были ли в вашей жизни случаи, когда самый неудачный и безрадостный день становился волшебным благодаря чьей-либо улыбке, подаренной вам?
♦ Почему люди употребляют выражение: подарить кому-либо улыбку? Дарили ли вы кому-нибудь свою улыбку? Получали ли вы улыбку в подарок от кого-либо? (Кн. IV, с. 14–19.)