1. Определите, какой политический режим был присущ: наполеоновской Франции (в период бонапартизма), фашистской Германии, умеренным коммунистическим режимам Польши и Венгрии, СССР времен Сталина, России после февральской революции, США после войны Севера и Юга (со второй половины 60-х гг. ХIХ в.)?
2. В 1950-е гг. политологи К. Фридрих и З. Бзежинский считали, что тоталитарные режимы не меняются изнутри, поэтому разрушить их можно только извне. Согласитесь ли вы с этим утверждением сегодня? Обоснуйте свое мнение.
3. У. Черчилль сформулировал известный парадокс: "Демократия — наихудшая из систем власти, за исключением всех остальных". Как вы считаете, почему У. Черчилль пришел к такому мнению и какие недостатки демократии он выделял?
4. С какими политическими режимами вы соотнесли бы принципы их функционирования: "разрешено все то, что приказано" и "разрешено все, кроме политики"? Обоснуйте свое мнение.
5. Объясните значение следующих терминов: "посттоталитарные режимы", "опекающая демократия" (термин введен Э. Шилзом), "модернизирующаяся олигархия" (термин введен Э. Шилзом), "полиархия" (термин введен Р. Далем), "плебисцитарная демократия".
6. Ознакомьтесь с фрагментом воспоминаний И. К. Янковской-Пиотровской. Как вы считаете, в условиях какого политического режима могли произойти описанные ею события? Объясните свое мнение.
"Я училась в девятом классе. Мой соученик, с которым я сидела за партой, пригласил на день рождения. Я росла в семье, где были словесники, у нас была большая библиотека. Я знала наизусть много стихов: Гумилёва, Мандельштама, Есенина. Многие поэты были запрещены, а Есенин особенно
По просьбе ребят я прочитала стихотворение Есенина. Через некоторое время арестовали мальчишек из нашего класса. Они устроили математический кружок, руководил которым студент второго курса мехмата. Но кто-то принёс из своей библиотеки старые издания Ленина, стали сравнивать содержания старых изданий и настоящих. Но поскольку моё поколение выросло на доносах, каждый третий был доносчиком, и Ваня Гуляев, который был в этом кружке, рассказал всё своему папе. А папа работал в НКВД, и попросил сына всё это написать. Стихи я читала в январе, а весной начались непонятные аресты одноклассников. Никто из детей эти аресты серьёзно не воспринимал. Закончились выпускные экзамены и нас, без пяти минут десятиклассников, пригласили на выпускной вечер одиннадцатиклассники. Утром, после выпускного бала, я с мамой собиралась ехать на дачу. Мама попросила купить продукты, я пошла в магазин и больше уже не вернулась…
Выхожу из магазина, ко мне подходят два парня, очень похожие друг на друга ("гороховые пальто") и предлагают: мы тебя подвезём. Я говорю: "Ненужно, я тут рядом живу". А они меня как-то очень ловко взяли в объятия и впихнули в машину. Я подняла страшный крик. "Ты не кричи, сейчас тебя спросят кое о чём и вернут домой". Я говорю: "Мама ничего не знает, будет волноваться". "Ничего, мы сами позвоним". Мне стало интересно… Приключение!
Меня привезли к дому на ул. Дзержинского, как во всех городах, мы въехали в ворота, и они за мной закрылись. Сначала меня повели в баню, а у меня косы огромные, заставили мыть волосы. Сделали прожарку белья, все пуговицы сорвали, потом повели снимать отпечатки пальцев. Я недоумевала: зачем? Сделали фотографии в профиль и анфас. И в камеру. Я вошла, там сидели три человека, взрослые женщины. Они стали спрашивать, что случилось, почему ребёнок в камере? Я ничего не понимала и заплакала. Через несколько часов в камеру стали набивать людей, вновь арестованных. Одну женщину привезли прямо в кухонном фартуке, ей сказали, что отвезут на свидание с мужем. Началось следствие. Почему меня схватили? Потому что арестованных до этого одноклассников, били и говорили: "Называйте ещё фамилии!". И кто-то из них вспомнил, что я читала стихи Есенина. Да ещё и фамилия у меня польская, вот меня и схватили
У меня было 15 лет трагедии. 15 лет моей личной войны, в которой я выстояла. Как могу я не возвращаться к этому поминутно? О чём я могу ещё говорить? Во мне это живёт постоянно"[1].