1. Изучите и охарактеризуйте политические взгляды одного из великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо. Оформите свою работу в виде альбома ("раскладушки", компьютерной презентации и т. п.). Отобразите в вашей работе следующие обязательные пункты.
а) Опишите исторический период, в который жил избранный вами мыслитель, социально-политический климат эпохи, культурную среду, экономическую ситуацию в стране.
б) Представьте биографию мыслителя, назовите его предшественников и последователей, кратко охарактеризуйте его творческое наследие, определите место политических идей в этом наследии.
в) Раскройте в тезисах политические идеи избранного вами мыслителя.
г) Приведите шесть-семь цитат из произведений избранного вами философа. Цитаты должны наиболее точно отражать политические взгляды этого мыслителя.
д) Составьте словарь политических терминов, ставших известных вам при подготовке этого задания.
е) Приведите различные оценки политических взглядов избранного вами философа. Выскажите свое мнение относительно его идей.
ж) Сформулируйте несколько вопросов, направленных на понимание представленного вами материала другими студентами.
з) Подберите иллюстративный материал к каждой части вашей работы. Иллюстрации должны помогать раскрытию вашей темы.
Подготовьте по каждому из перечисленных пунктов отдельный лист альбома (слайд презентации). Представьте свою работу на семинаре, организуйте обсуждение вашей темы на занятии.
2. Объясните разницу между следующими понятиями: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия, полития. Какой философ впервые поставил проблему сравнения этих форм правления? Какую из этих форм правления считали лучшей Платон, Аристотель, Фома Аквинский?
3. Ознакомьтесь с рекомендациями Н. Макиавелли государю:
а) Опирайся на оппозицию внутри стана врагов.
б) Дела непопулярные возлагай на других, а популярные делай сам.
в) Развлекай народ зрелищами.
г) "Нет способа надежно овладеть городом иначе, чем подвергнуть его разрушению".
д) "Все вооруженные пророки побеждали, а безоружные — гибли".
е) "Государь должен творить добро, насколько это возможно, и зло — на сколько это необходимо".
Приведите примеры из истории и современной политики, которые могут подтвердить "справедливость" этих высказываний и эффективность их использования.
4. Ниже приведены известные высказывания политических мыслителей и имена их авторов. Выполните следующие задания.
а) Составьте верные соответствия между именами философов и их высказываниями.
б) Выберите два любых высказывания и объясните их смысл в контексте политических взглядов авторов этих высказываний.
1) «Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу». 2) «Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство и основание государств». 3) «Законы установлены не для устрашения, а для направления человеческих действий, подобно тому, как природа поставила берега не для сдержания течения реки, а для того, чтобы направлять его». 4) «Человек — политическое животное». 5) «Там, где нет законов, там нет свободы» |
5. Как бы вы объяснили с точки зрения веховцев мнение
П. Б. Струве о русской революции 1905 г.: "Дело не в том, как революцию делали, а дело в том, что ее вообще делали"? Чем по мнению веховцев вообще опасна революция для общества? Кого из русских политических мыслителей можно считать оппонентами веховцев?
6. Кто из русских мыслителей XIX-XX вв. настаивал на том, что лучшая форма правления для России — это самодержавие? Раскройте политические взгляды одно из сторонников этой идеи (на выбор).
7. Кто являлся авторами таких теорий, как "русский византизм", "свободная теократия", "русский марксизм"? Раскройте основное содержание этих теорий.